Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

СЕН-СИМОН

Материал из m-17.info

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(26 промежуточных версий не показаны.)
Строка 2: Строка 2:
[[Image:MNU-80-100.jpg|80px|right]]
[[Image:MNU-80-100.jpg|80px|right]]
<small>/ [[Заглавная страница]] / [[100%]] / </small>
<small>/ [[Заглавная страница]] / [[100%]] / </small>
 +
----
 +
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 +
''Избранные сочинения''
 +
</center>
 +
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок первый (1808)]]'''
 +
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок второй (1808)]]'''
 +
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок третий (1810)]]'''
 +
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок четвертый (1812)]]'''
 +
----
 +
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 +
''Избранные сочинения''
 +
</center>
 +
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Первое письмо]]'''
 +
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Ответ друга]]'''
 +
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Второе письмо]]'''
 +
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Третье письмо]]'''
 +
----
 +
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 +
''Избранные сочинения''
 +
</center>
 +
* ОЧЕРК НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ '''[[ОБЩЕЕ ВСТУПЛЕНИЕ]]'''
 +
* ОЧЕРК НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ '''[[ЧАСТЬ ПЕРВАЯ]]'''
 +
* ОЧЕРК НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ '''[[ПИСЬМО К ФИЗИОЛОГАМ]]'''
 +
* '''[[ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ]]'''
 +
* '''[[ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ ПРЕДИСЛОВИЕ]]'''
 +
* ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ '''[[ПРОГРАММА ПЕРВОГО ОЧЕРКА]]'''
 +
* '''[[ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ ПРЕДИСЛОВИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ]]'''
 +
* ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ '''[[ПРОГРАММА ВТОРОГО ОЧЕРКА]]'''
 +
* ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ '''[[ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ОЧЕРКА]]'''
 +
----
 +
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 +
''Избранные сочинения''
 +
</center>
 +
* '''[[ПИСЬМА К АМЕРИКАНЦУ Письмо первое]]'''
 +
 +
<br>
----
----
Академик В. Я. ВОЛГИН
Академик В. Я. ВОЛГИН
Строка 7: Строка 43:
'''СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН - СИМОНА'''
'''СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН - СИМОНА'''
-
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть I]]
+
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть I]]'''
-
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть II]]
+
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть II]]'''
-
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть III]]
+
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть III]]'''
-
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть IV]]
+
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть IV]]'''
-
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть V]]
+
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть V]]'''
 +
 
 +
----
 +
Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 1. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-23.7M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)
 +
 
 +
СОДЕРЖАНИЕ:
 +
 
 +
В.П. Волгин. Социальное учение Сен-Симона (5).
 +
 
 +
ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ
 +
 
 +
Жизнь Сен-Симона, описанная им самим (89).
 +
 
 +
Письма женевского обитателя к современникам (105).
 +
 
 +
Очерк науки о человеке (146).
 +
 
 +
Труд о всемирном тяготении (209).
 +
 
 +
Письма к американцу (291).
 +
 
 +
Взгляд на собственность и законодательство (350).
 +
 
 +
Притча («Парабола») (428).
 +
 
 +
О теории общественной организации (435).
 +
 
 +
Примечания (453).
 +
 
 +
Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 2. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-25.5M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)
 +
 
 +
СОДЕРЖАНИЕ:
 +
 
 +
О промышленной системе (5).
 +
 
 +
1. Предисловие (5).
 +
2. Введение (22).
 +
3. Послание королю (29).
-
IV
+
4. Обращение к друзьям человечества (61).
-
Какова же была практическая программа
+
Продолжение брошюры «О Бурбонах и Стюартах» (О старой и новой политической системе) (102).
-
Сен-Симона? Как представлял он себе будущий
+
-
промышленный строй? Мы уже знаем,
+
-
что социально-политически переход от существующего,
+
-
неорганизованного состояния, являющегося
+
-
продуктом разложения феодального
+
-
строя, к промышленной системе мыслится
+
-
Сен-Симоном как переход ©ласти из рук
+
-
феодальных и промежуточных общественных
+
-
групп в руки промышленников и ученых.
+
-
ДЛЯ него это равносильно переходу дела
+
-
управления государством от бездельников и
+
-
паразитов к трудящимся. Формы, в которых
+
-
он изображает в различных произведениях
+
-
4*
+
-
самую организацию власти промышленников
+
Катехизис промышленников (121).
-
и ученых, довольно разнообразны, но существо
+
-
этой организации всегда остается приблизительно
+
-
одним и тем же: духовная
+
-
власть сосредотачивается в Академии, светская
+
-
— в Совете промышленников. * Существующие
+
-
органы власти этим отнюдь не
+
-
упраздняются. Остается король, остается
+
-
министерство, остаются палаты. Но законодательная
+
-
инициатива, составлеиие бюджета,
+
-
контроль за его исполнением — все это передается
+
-
новым органам, к которым и переходит
+
-
вследствие этого реальная власть.
+
-
Новые общественные силы, получив
+
-
власть, должны будут неизбежно поставить
+
-
перед собой новые цели, принципиально отличные
+
-
от целей старой власти. «До настоящего
+
-
времени,— говорит Сен-Симон,— правители
+
-
смотрели на народы как на свои вотчины:
+
-
все их политические планы были направлены
+
-
или на эксплоатацию этих вотчин, или
+
-
на их увеличение». ** Этому принципу старой
+
-
власти противопоставляли в борьбе с нею
+
-
принцип свободы. Его было необходимо провозгласить
+
-
тогда, когда свобода всячески угнеталась,
+
-
когда нужно было сдерживать произвол.
+
-
Но при построении промышленной и
+
-
научной системы свобода не может быть
+
-
целью. Люди соединяются в общества вовсе
+
-
не для обеспечения свободы, так как свобод-
+
-
* Oeuvres choisies, III, 205, 308—309 и др.
+
-
** Там же, II, 365.
+
-
нее всего они в изолированном состоянии.
+
Рассуждения литературные, философские и промышленные (273).
-
Идея свободы как цели общественной организации
+
-
есть пустая и метафизическая идея,
+
-
соответствующая потребностям переходного
+
-
времени разложения феодально-богословского
+
-
строя. Точно так же «нелепа формальная
+
-
идея порядка в качестве цели общества.
+
-
Поддержание порядка — средство, а не цель
+
-
для общества. Это — основное условие, при
+
-
котором общество может посвятить себя какой-
+
-
либо деятельности, но отнюдь не содержание
+
-
деятельности. * Гораздо ближе к истине
+
-
те, кто провозглашает в качестве основного
+
-
принципа для нового общества благо нации.
+
-
Но и это неопределенно: благо нации
+
-
допускает самые различные толкования, всякий
+
-
правитель может понимать его соответственно
+
-
своему вкусу. Если он честолюбив,
+
-
он будет видеть благо народа в завоеваниях,
+
-
если он любит роскошь, он будет считать
+
-
благом постройку дворцов и устройство
+
-
празднеств и т. п. Поэтому необходимо дать
+
-
более точное определение цели общественной
+
-
организации. Это определение гласит: «Целью
+
-
общественной организации должно быть возможно
+
-
лучшее применение в целях удовлетворения
+
-
потребностей человека знаний, добытых
+
-
науками, искусствами и ремеслами,
+
-
распространение этих знаний, их развитие и
+
-
возможно большее накопление — иными словами,
+
-
возможно более полезное комбинирова-
+
-
* Du système industriel, XII, 375.
+
-
ние всех отдельных работ в области наук,
+
1. Некоторые философские рассуждения для применения в XIX веке (273).
-
искусств и ремесел». * Стремление к возможно
+
-
более широкому удовлетворению человеческих
+
-
потребностей — характерная черта
+
-
социальной философии Сен-Симона. Ему совершенно
+
-
чужды аскетические тенденции,
+
-
свойственные большинству более ранних утопистов
+
-
(в том числе и бабувистам).
+
-
Сен-Симон нигде не дает более конкретной
+
-
характеристики этой деятельности общества
+
-
по комбинированию отдельных работ. По
+
-
этому вопросу в его произведениях имеются
+
-
лишь разбросанные там и сям намеки. Но во
+
-
всяком случае самая идея общественной организации
+
-
производства, общественного плана
+
-
производства не есть случайная идея в
+
-
учении Сен-Симона. Основная задача промышленной
+
-
системы — установление ясного и
+
-
разумно комбинированного плана работ,
+
-
которые должны быть выполнены обществом.
+
-
Наличие общего плана хозяйства — черта,
+
-
наиболее резко отличающая систему, проповедуемую
+
-
Сен-Симоном, от хозяйственной
+
-
анархии, характерной для капиталистического
+
-
строя. Это именно и позволяет ему именовать
+
-
будущий общественный строй — а с с о ц
+
-
и а ц и е й . ** Но это слово не должно вводить
+
-
нас в заблуждение. Ассоциация Сен-
+
-
Симона не предполагает общественной собственности
+
-
на средства производства. У него
+
-
* Oeuvres choisies, II, 370.
+
-
** Там же, II, 375.
+
-
нет речи об отмене частной собственности, об
+
2. Об общественной организации (318).
-
экспроприации. Государство лишь в известной
+
-
мере подчиняет деятельность отдельных
+
-
промышленников общему плану, направляя
+
-
ее в известное русло. Сохраняется, следовательно,
+
-
и классовое строение общества, как
+
-
сохраняется барыш предпринимателей. Сен-
+
-
Симон прямо призывает не очень придираться
+
-
к барышам промышленников, если они
+
-
ведут работы, полезные для государства. *
+
-
Необходимо,— говорит он,— поощрять возможно
+
-
больше земледельческую, промышленную
+
-
и торговую деятельность... Надо привлекать
+
-
людей приманкой частных выгод к работам
+
-
по устройству каналов, дорог и мостов,
+
-
по осушению, распашке и орошению. Общество
+
-
и в будущем сохранит, по мнению Сен-
+
-
Симона, форму пирамиды.
+
-
Как мы уже знаем, Сен-Симон не считает
+
-
институт собственности вечным и неизменным.
+
-
Этот институт подлежит усовершенствованию
+
-
с изменением исторических условий:
+
-
«до очевидности ясно,— говорит Сен-
+
-
Симон,— что в каждой стране основным законом
+
-
является тот, который устанавливает
+
-
формы его организации, но из того, что этот
+
-
закон является основным, еще не следует,
+
-
что он не может быть изменен». Сен-Симон
+
-
считает необходимым отыскание такого способа
+
-
организации собственности, который
+
-
* Oeuvres choisies, II, 443.
+
-
доставил бы наибольшую сумму благосостояния
+
Новое христианство (364).
-
и свободы.
+
-
Сен-Симон считает, что промышленная
+
-
система будет системой максимально возможного
+
-
равенства. Полное равенство немыслимо.
+
-
Мы уже (видели, как Сен-Симон осуждает
+
-
«страсть к равенству» эпохи буржуазной революции.
+
-
Действительно осуществимое равенство
+
-
состоит прежде ©сего в том, что в
+
-
промышленной системе все являются трудящимися,
+
-
паразитизм старых правящих групп
+
-
исчезает. Общество есть союз людей, занятых
+
-
полезными работами. Уже в «Письмах
+
-
женевского обитателя» (1802) Сен-Симон
+
-
провозглашает принцип всеобщего труда: «Все
+
-
люди будут работать; они все будут смотреть
+
-
на себя как на работников, прикрепленных к
+
-
мастерской... На каждого возложена обязанность
+
-
постоянно давать своим силам применение,
+
-
полезное для человечества». Бесполезных
+
-
для мастерской работников в ней не
+
-
должно быть. * Различие между трудящимися
+
-
лишь в том, что одни работают руками,
+
-
другие — головой. Богатого только за то и
+
-
будут кормить бедные, что он работает головой.
+
-
Но место, которое каждый занимает в
+
-
общественной системе, будет определяться не
+
-
случайностью рождения, так как все привилегии
+
-
будут уничтожены, а способностями.
+
-
Как известно, из этого положения ученики
+
-
Сен-Симона сделали вывод об отмене права
+
-
• Oeuvres de S.-Simon et d'Enfantin, XV (1), 55.
+
-
наследования и об иерархии способностей «во
+
КОММЕНТАРИИ
-
всех областях общественной жизни, в том
+
-
числе и в хозяйственной («каждому — по егс
+
-
способностям, каждой способности — по ее
+
-
делам»). У Сен-Симона проблема остается
+
-
недодуманной. Иногда о« под привилегиями
+
-
разумеет и богатство: богатый, мозг которого
+
-
не способен к работе, будет вынужден работать
+
-
руками. Иногда он имеет в виду только
+
-
политические привилегии и говорит о способностях
+
-
как об условии политического возвышения.
+
-
* В одном месте он говорит, что значение
+
-
и доход каждого должны быть пропорциональны
+
-
его способностям и его вкладу
+
-
(mise). ** Во всяком случае принцип возвышения
+
-
по способностям (в промышленности)
+
-
и незыблемость права собственности на
+
-
средства производства у него остаются ле-
+
-
примиренными-
+
-
В таких пределах осуществляется в промышленной
+
-
системе равенство. И все-таки
+
-
Сен-Симон заявляет, что организованная
+
-
описанным выше способом деятельность системы
+
-
будет направлена к наибольшей выгоде
+
-
наибольшей массы. Эта тема повторяется
+
-
во всех произведениях последнего периода
+
-
его деятельности. Иногда Сен-Симон говорит
+
-
об организации политического общества, предоставляющего
+
-
всем образующим его индивидуумам
+
-
возможно большую сумму счастья,
+
-
* Oeuvres choisies, Jl, 444.
+
-
** L'Organisateur, 9 lettre.
+
 +
Анри де Сен-Симон (Биографический очерк) (439).
-
иногда — о создании учреждений, целью которых
+
Издания основных произведений Сен-Симона (464).
-
будет увеличение благосостояния последнего
+
-
и самого многочисленного общественного
+
-
класса или самого бедного общественного
+
-
класса. Наконец, мы имеем и еще
+
-
одну совершенно отчетливую формулировку:
+
-
общественное устройство, основные учреждения
+
-
которого в своей совокупности содействуют
+
-
увеличению благосостояния пролетариев.
+
-
* Настойчивость, с которой Сен-Симон
+
-
возвращается к этой мысли, возрастающая
+
-
точность ее выражения, пафос — все это свидетельствует
+
-
о том, что в последние годы
+
-
жизни интерес Сен-Симона к участи пролетариев
+
-
был очень велик. С этим связано, конечно,
+
-
и изменение оценки, какую давал Сен-
+
-
Симон деятельности и успехам пролетариев
+
-
в последние годы. К сожалению, интерес к
+
-
пролетариату нашел свое выражение лишыв
+
-
приведенных формулировках; он не успел
+
-
оказать влияния ни на сен-симоновскую
+
-
теорию классов, ни на его концепцию будущей
+
-
общественной системы. Конкретного
+
-
представления о том, какими мерами должно
+
-
быть достигнуто повышение благосостояния
+
-
наиболее многочисленного класса, у Сен-Симона
+
-
в сущности нет. Мы можем отметить в
+
-
характеристике будущего строя только одно
+
-
сколько-нибудь существенное положение, непосредственно
+
-
отвечающее на нужды проле-
+
-
* Oeuvres choisies, IIr, а39, 313—314; Nouveau
+
-
Christianisme, 317 и ел. passim.
+
-
тариата. Как мы знаем, труд у Сен-Симона
+
Примечания (467).
-
обязателен для всех. Естественно, что он
+
-
должен быть и доступен для всех. Сен-Симон,
+
-
очевидно под впечатлением наблюдавшихся
+
-
в начале XIX в. промышленных кризисов
+
-
и обусловленной ими безработицы, обращает
+
-
на этот вопрос особое внимание. Он
+
-
не раз возвращается к мысли, что обществега-
+
-
ная система должна обеспечить пролетариату
+
-
непрерывный труд. У Сен-Симона есть,
+
-
таким образом, идея п р а в а на т р у д ; но
+
-
она не получает у него сколько-нибудь исчерпывающего
+
-
развития. *
+
-
Очень интересны выводы, которые делает
+
-
Сен-Симон из своей концепции промышленной
+
-
системы по отношению к функциям власти.
+
-
В старых общественных системах интересы
+
-
большинства наций были подчинены
+
-
интересам меньшинства. Это было необходимо
+
-
вследствие невежества большинства, которое
+
-
приходилось держать в опеке, чтобы не
+
-
давать обществу распасться. Поэтому главной
+
-
функцией власти в старом обществе было
+
-
поддержание порядка среди этого подчиненного
+
-
большинства. Обеспечение спокойствия
+
-
и безопасности всем видам труда — такова
+
-
была полезная сторона ее действий. Но это
+
-
спокойствие достигалось с громадной затратой
+
-
сил: меньшая часть общества тратила
+
-
свои силы и значительную часть сил боль-
+
-
* Oeuvres choisies, I!I, 244, 288.
+
-
шей на то, чтобы держать ее в покорности;
+
Литература о Сен-Симоне (476).
-
большая тратила свои силы на борьбу с
+
-
меньшей. Между тем воздействие человека
+
-
на человека само по себе вредно; нет другого
+
-
полезного труда, как воздействие человека
+
-
на вещи.
+
-
Переход к новой системе, ставший возможным
+
-
вследствие того, что большинство народа
+
-
созрело и не нуждается более в опеке (см.
+
-
выше о зрелости французского пролетариата),
+
-
позволяет свести к минимуму функции
+
-
поддержания порядка. Промышленная система
+
-
менее ©сего требует управления людьми,
+
-
так как в системе, прямая цель которой —
+
-
благо большинства, не приходится тратить
+
-
энергию на поддержание власти над этим
+
-
большинством, которое уже не является врагом
+
-
существующего порядка. «Отсюда следует,
+
-
что власть, управляющая в собственном
+
-
смысле слова, будет (в промышленной
+
-
системе), насколько возможно, ограничена».
+
-
Функция порядка отойдет на задний план и,
+
-
может быть, даже не будет требовать особых
+
-
должностных лиц. «Обязанность поддержания
+
-
порядка сможет легко стать почти целиком
+
-
общей обязанностью всех граждан — в
+
-
смысле ли задержания нарушителей порядка,
+
-
в смысле ли разрешения споров». Место
+
-
системы управления людьми, системы господства
+
-
займет система администрации, система
+
-
управления вещами. Административная власть
+
-
сменит власть правительственную. И основной
+
-
задачей этой администрирующей власти,
+
-
носителями которой будут ученые, художники
+
Именной указатель (480).
-
и промышленники, будет организация работ
+
-
по культивированию земного шара в интересах
+
-
человечества. Средства, идущие на
+
-
войско и полицию, пойдут только на промышленную
+
-
деятельность, распространение
+
-
знаний и развлечения. Будущее общество
+
-
представляется Сен-Симону в виде громадной,
+
-
сложной мастерской. Политика в таком
+
-
обществе — прежде всего наука о производстве.
+
-
Легко себе представить, чего сможет
+
-
достичь человечество, когда оно перестанет
+
-
расточать силы на управление друг другом и
+
-
организует их для совместного воздействия
+
-
на природу, в особенности, если тот же
+
-
принцип восторжествует и в отношениях народов
+
-
между собой. *
+
-
V
+
.т.1 - 468, т.2 - 486
----
----

Текущая версия на 06:21, 24 декабря 2022


/ Заглавная страница / 100% /


СЕН-СИМОН

Избранные сочинения


СЕН-СИМОН

Избранные сочинения


СЕН-СИМОН

Избранные сочинения


СЕН-СИМОН

Избранные сочинения



Академик В. Я. ВОЛГИН

СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН - СИМОНА


Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 1. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-23.7M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)

СОДЕРЖАНИЕ:

В.П. Волгин. Социальное учение Сен-Симона (5).

ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ

Жизнь Сен-Симона, описанная им самим (89).

Письма женевского обитателя к современникам (105).

Очерк науки о человеке (146).

Труд о всемирном тяготении (209).

Письма к американцу (291).

Взгляд на собственность и законодательство (350).

Притча («Парабола») (428).

О теории общественной организации (435).

Примечания (453).

Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 2. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-25.5M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)

СОДЕРЖАНИЕ:

О промышленной системе (5).

1. Предисловие (5).

2. Введение (22).

3. Послание королю (29).

4. Обращение к друзьям человечества (61).

Продолжение брошюры «О Бурбонах и Стюартах» (О старой и новой политической системе) (102).

Катехизис промышленников (121).

Рассуждения литературные, философские и промышленные (273).

1. Некоторые философские рассуждения для применения в XIX веке (273).

2. Об общественной организации (318).

Новое христианство (364).

КОММЕНТАРИИ

Анри де Сен-Симон (Биографический очерк) (439).

Издания основных произведений Сен-Симона (464).

Примечания (467).

Литература о Сен-Симоне (476).

Именной указатель (480).

.т.1 - 468, т.2 - 486


Личные инструменты