Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ОЧЕРКА

Материал из m-17.info

Перейти к: навигация, поиск

ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ОЧЕРКА

Этот очерк будет разделен на две части.

Ч ACT Ь ПЕРВАЯ

Предметом первой части будет краткая история человеческого духа, его прошлое, будущее и настоящее; таким образом, эта часть будет разделена на три книги.


Остановимся на минутку, милостивые го· судари, чтобы познакомиться с этим делением; оно ново, оно чрезвычайно важно, оно поведет к устранению главной причины заблуждений, которые допускаются в рассуждениях о политике. Это самая счастливая идея, какая когда-либо возникала в нашем уме. Мы в восторге от этой идеи, и вы тоже придете в восторг, если дадите себе труд ее усвоить. Деление, которое с самого начала пришло на ум и которое применялось до настоящего времени, состояло в расположении изложения в порядке последовательности во времени, т. е. сначала прошлое, затем настоящее и, наконец, будущее, но в результате — что произошло? Что произойдет, если сохранится это старинное деление и не будет принято предлагаемое «нами? Рассуждения о будущем будут главным образом основываться на текущих событиях; но текущие события представляют наименее прочный фундамент для рассуждений о будущем, потому что влияние самых незначительных обстоятельств на рассуждающую личность изменяет ее мнения, и нет иного средства уберечься от этого влияния, как устремить взор на застывшую картину отдаленнейшего прошлого и наиболее далекого будущего. Произведите следующий опыт: когда кто- нибудь будет излагать вам свои политические убеждения, потребуйте от него обосно-

вания своих мнений на соображениях, почерпнутых в отдаленном прошлом и в отдаленном будущем, и пусть настоящее играет β них только роль точки соединения этих двух рядов соображений; вы увидите, что он будет принужден рассуждать правильно, т. е. что его рассуждения будут носить общий характер и лишь в незначительной степени находиться под влиянием положения, благоволения или судьбы лица, которое высказывает их. Вы скажете, что очень мало людей обладает достаточным умом и достаточной эрудицией для того, чтобы так широко обосновывать свои рассуждения, и что в результате будет то, что число лиц, которые смогут рассуждать о политике, будет совершенно ничтожно. Ну что ж, милостивые государи, это и желательно, это главным образом и есть та цель, которою мы задаемся. Конечно, мы совершенно не имеем намерения помешать менее образованным людям говорить о политике, потому что политика фактически интересует всех, но мы хоти л точно определить условия, которым должен удовлетворять каждый человек, чтобы засвидетельствовать свою способность к политической науке. Мы сделаем в этом очерке применение принципа, только что нами установленного» и с этого момента, т. е. в настоящей программе, мы будем отмечать его применение так, чтобы дать вам возможность судить, за·

служивает ли одобрения мысль, над развитием которой мы будем работать. К Н И Г А П Е Р В АЯ Эта книга будет состоять из трех разделов. Р а з д е л первый. О п л а н е т е до ее з а с е л е н и я . — Существование человеческого рода связано с существованием планеты; оно прямо зависит от нее, так что геологические данные должны необходимо служить введением в историю человеческого рода. Громадное большинство авторов-геологов согласно с тем выводом из их наблюдений, что Земля сначала была покрыта водой, и что, следовательно, она долго была необитаема как для человека, так и для других наземных животных. На этой точке зрения мы остановимся и подкрепим ее доказательствами, почерпнутыми у тех, кто ее установил. Р а з д е л второй. В этом разделе мы займемся сначала созданием ясного представления о человеке как феномене в сравнении с другими феноменами, а затем изложим историю прогресса разума, начиная от происхождения человеческого рода и до появления Сократа. Выполнению этих двух задач мы посвятим следующие четыре ряда суждений: 1. С р а в н е н и е структуры нео р г а н и з о в а н н ы х и о р г а н и з о в а н -

пых тел. Результат этого сравнения: доказательство того, что действие, которое производится неорганизованными телами, и действие тел организованных на все, что находится вне их, пропорционально степени совершенства структуры тех и других. 2. С р а в н е н и е различных орган и з о в а н н ы х тел по с т е п е н и их о р г а н и з о в а н н о с т и . Результат этого сравнения: доказательство, что: 1) человек лучше организован, т. е. наиболее организованное из всех известных нам тел и 2) чем совершеннее организация животного, тем оно умнее. 3. С р а в н е н и е ума животных в р а з л и ч н ы е э п о х и их с у щ е с т в о в а ния. Результат этого сравнения: доказательство, что все животные способны к развитию пропорционально степени совершен ства их первоначальной организации и что если человек — единственное животное, которое совершенствовалось, то это по той причине, что он мешал уму других животных получить то развитие, к которому способен был этот ум. 4. С р а в н е н и е с о с т о я н и я челов е ч е с к и х знаний в различные э п о х и со времени п р о и с х о ж д е ния ч е л о в е к а до п о я в л е н и я Сократа. Результат этого сравнения: доказательство того, что человеческий ум, со времени его происхождения и до появления

Сократа, никогда не переставал прогрессивно развиваться. * Р а з д е л т р е т и й . Мы пройдемся дза раза по векам, прошедшим от эпохи Сократа до наших дней: в первый раз мы отметим четыре этапа, во второй раз — только два. Сперва мы представим учение Сократа за первые пять-шесть веков после его смерти и покажем, что в этот промежуток времени оно имело только философское значение, затем —- за следующие пять-шесть веков, причем покажем, что в этот промежуток времени оно приобрело религиозный характер, наконец, еще за пять-шесть следующих столетий, когда оно совмещало философский, религиозный и политический характер. Наконец, мы выявим тот важный факт, что в последние века оно последовательно освобождалось от философского, религиозного и политического характера и ныне пришло в упадок, потому что от него отказался весь образованный класс и им руководствуется только невежественный класс. Затем мы разделим время, протекшее от Сократа до нас, на две равные части. Мы покажем, что в продолжение 11—12 первых столетий человеческий ум был занят только применением теории, выработанной этим философом, не делая никаких усилий к ее улучшению. Затем мы покажем, что в аро-

  • См. развитие этих четырех рядов суждений в

первом выпуске «Очерка науки о человеке».

должение 11—12 последних столетий человеческий ум работал одновременно в двух направлениях: с одной стороны, он продолжал применять теорию Сократа ко все более и более мелким частностям, а с другой — он работал над созданием более прочного основания для научной системы. После этого мы изложим историю опытных наук со времени их разработки при первых халифах; мы покажем, каким образом теории различных отраслей физики, по своей естественной тенденции, были направлены к одной объединяющей точке, и, наконец, что в настоящий момент остается сделать последний шаг, чтобы достигнуть единства в идее тяготения.

К Н И Г А В Т О Р АЯ

О б у д у щ е м ч е л о в е ч е с к о г о рода В начале этой книги будет введение, в котором мы укажем (это будет нетрудно), что история будущего не может быть так подробна, как история прошлого, и что узкие рамки нашего ума заставляют нас ограничиться суммарными положениями. Мы разделим эту вторую книгу на три раздела соответственно трем разделам истории прошлого. Р а з д е л п е р в ы й . О п л а н е т е , после т о г о к а к она с т а н е т уже н е о б и т а е м о й . Геологическими соображениями надо начинать историю человеческого рода,

точно так же и на том же основании этими соображениями ее надо и окончить. Наша планета имеет тенденцию к высыханию. Африка, которая была заселена раньше других частей света и, следовательно, раньше других стала обитаемой, в настоящее время уже почти совершенно высохла. В Азии пески Аравии с каждым днем заметно распространяются, так же как пески Средней Азии: они стремятся слиться и покрыть весь растительный покров земли, который еще так плодороден в этой второй ко» лыбели человеческого рода. В Европе Испания, страна столь плодородная во времена римлян, уже высохла. В Германии значительная часть лесов исчезла, и реки здесь гораздо менее многоводны, чем в эпоху, описание которой 1Мы находим у Тацита. 43 На основании этих наблюдений геологи неизбежно приходят к заключению, что наступит эпоха, когда наша планета совершенно высохнет. Очевидно, что в эту эпоху она станет необитаемой, и следовательно, начиная с известного времени человеческий род будет постепенно иссякать. Изучение совершенно высохшей и необитаемой планеты явится концом истории человеческого рода. Р а з д е л в т о р о й . В начале этого раздела мы дадим картину ощущений последнего человека, умирающего после того, как проглотил последнюю каплю воды на земном шаре; мы покажем, что ощущение смерти

будет для него гораздо тяжелее, чем для нас, потому что его личная смерть будет совпадать со смертью всего человеческого рода. Затем от морального состояния этого последнего человека мы перейдем к исследованию морального состояния остатков человеческого рода до того времени, когда он увидит начало своего разрушения и когда проникнется убеждением, что оно неизбежно, убеждением, которое парализует у него всякую нравственную энергию и уподобит его тем людям, о которых мы будет говорить во втором разделе книги о прошлом человеческого рода; желания, у этих людей будут те же, что и у других животных. Р а з д е л т р е т и й . В этом разделе мы представим ум человеческий освободившимся от всех суеверий и всякого научного шарлатанства. Этот раздел будет состоять из двух глав. В первой мы начертим картину человеческого рода, обладающего хорошей научной системой, а во второй — мы представим его работающим над организацией этой системы. Глава оканчивается моментом, когда человек начинает работать над этой организацией. Этот момент образует картину настоящего, открытую тому, кто подходит к нему от будущего, так же как для идущего от прошлого картина настоящего представляет последнее действие научной теории, построение которой начал Сократ.

К Н И Г А Т Р Е Т ЬЯ О н а с т о я щ е м ч е л о в е ч е с к о го р о д а Мы изложим сначала общие соображения, суть которых сводится к следующему. Человеческий род кончил свой жизненный подъем, но еще не начал спускаться. Настоящее — это тот момент, когда, остановившись на вершине своего развития, человечество соединяет в себе высшие степени всех нравственных качеств. В нем достигла полного развития способность мышления, воображение еще не угасло; если древний мир являет ему печальную картину старости, то новый дает радостное зрелище детства, приближающегося к юности. Обращаясь затем прямо к существу вопроса, мы покажем, что теория, построение которой было начато Сократом, сделалась бесполезной и даже стала в тягость науке, а следовательно, и человечеству; с другой сторона, мы покажем, что вое материалы, необходимые для построения новой научной системы (системы позитивной) t уже собраны. Определив, таким образом, моральное состояние, в котором находится в данный момент человеческий ум, мы оставим путь наблюдения, путь a posteriori, путь пассивный, чтобы перейти к пути a priori, или активному, на котором человек творит.

Мы скажем: работа по построению новой научной теории требует содействия всех ученых, в частности, занимающихся философией (или всеобщей наукой). Так как европейские философы разделяются в настоящее время на две секты, то необходимой предварительной работой явится объединение их на одном принципе, чтобы создать научную мастерскую, способную выполнить громадную работу по построению новой общей теории. Мы сначала обратимся к англо-французской философской секте и покажем ей, что если, с одной стороны, она права, исключая из своих рассуждений представление об общей одушевленной причине, то с другой — она совершенно заблуждается, продолжая заниматься исключительно изысканием новых фактов и не работая над координированием и обобщением огромного количества уже собранных и установленных фактов; одним словом, что пора ей бросить метод a posteriori и перейти к методу a priori. Затем мы обратимся к немецкой секте и скажем ей: вы совершенно правы, когда учите, что уже настало время человеческому уму рассматривать вещи a priori; вы совершенно правы, когда громите на своих философских кафедрах манию англо-французских ученых беспрестанно охотиться, наполнять свои кладовые дичью и никогда не садиться за стол. Вы совершенно правы, когда проповедуете, что нужна общая теория, что только в философском отношении наука при-

носит непосредственную пользу обществу и что ученые могут образовать общую политическую корпорацию, необходимую для того, чтобы связать между собой европейские нации и обуздать честолюбие народов и королей. Но вы жестоко заблуждаетесь, когда хотите обосновать вашу философию «а идее одушевленной (причины: не идея бога должна объединять концепции ученых, а идея тяготения. Эту идею нужно трактовать как закон бога, чтобы »не вступать в столкновение с суеверными представлениями бедного класса, который по недостатку образования или ума не может подняться до великих абстрактных идей. В связи с этим мы осветим вопрос, в котором до сих пор царит еще настоящая путаница; мы докажем, что до сих пор спиритуалистами называли тех, кого следовало бы называть материалистами, а материалистами тех, кого следовало бы называть спиритуалистами. Действительно, воплощать абстракцию — разве это не значит быть материалистом? Из существа бога извлечь идею закона — разве не значит быть спиритуалистом ? Мы окончим эту -первую часть третьего очерка замечанием, что ее должно рассматривать лишь как введение ко второй части.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Во второй части мы хотим наметить в общих чертах новую философскую систему; мы изложим сначала наши мысли, относящиеся к системе мира, а затем наши мысли, относящиеся к науке о человеке; таким обра- эта ©торая часть естественным образом будет делиться на две книги.

К Н И Г А П Е Р В АЯ

О с и с т е м е мира Все составленные до сих пор системы идей основывались на космогонии, и всем вновь создаваемым будет дано то же обоснование, ибо © природе вещей описывать вместилище, прежде чем говорить о его содержимом. До сих шор во всех построенных космогониях солнечную систему рассматривали как общую систему. При современном состоянии наших знаний такая точка зрения не была бы достаточно общей. Мы будем поэтому говорить о действительно общей организации мировой системы. Мы будем рассматривать вселенную состоящей из двух полушарий; одно, к которому мы принадлежим и в котором материя стремится к отвердению, другое — в котором она стремится к превращению в текучее состояние.

КНИГА ВТОРАЯ

Н а у к а о человеке Мы представим науку о человеке, усовершенствованную на основе физиологических наблюдений. Вот принцип, который мы положим в основу системы морали. Опыт показал, что всякий человек, который не ищет счастья в направлении, полезном для своих ближних, — несчастен, каково бы ни было его кажущееся благополучие. Люди не могут трудиться для счастья своих ближних все в равной мере по охвату и важности интересов,— отсюда необходимость разделить теорию морали на четыре части в применении: 1) к тем, умственная деятельность которых содействует прогрессу философии, 2) к тем, кто способен использовать чувство патриотизма, 3) к тем, которых природа предназначила находить свое счастье в семье, достойными главами которой они являются, 4) к тем, кто способен только выполнять свой долг и склонен помогать более способным людям,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРЕТЬЕГО ОЧЕРКА

Из всего сказанного в третьем очерке мы выведем заключение, что общую теорию наук как физических, так и моральных мож-

ла полезна. Мы им докажем, что важнее всего по возможности быстрее начать яту работу, потому что, как только первый эскиз ее будет сделан, явится средство уничтожить ужасный бич всеобщей войны и преобразовать европейское общество — единственный философский вопрос, заслуживающий в настоящий момент внимания ученых; наконец, мы скажем нашим философам-современникам, что, исполнив нашу задачу насколько возможно лучше, мы завещаем нашим преемникам заботу об усовершенствовании наших трудов.

ОПЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭТОГО ТРУДА И ПЕРВЫХ ДВУХ ВЫПУСКОВ НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ»

В общем предисловии к «Очерку науки о человеке» следовало обратить внимание на следующее место: «Работа, которую я задумал, не ограничивается настоящим очерком. Она должна состоять из четырех очерков под названиями: «Наука о человеке», «Философия», «Преобразование духовенства» и «Национальное преобразование различных народов». К исполнению этого плана работы меня побудило скорее убеждение в ее необходимости для общества, чем чувство собственной способности выполнить такой долгий и тяжелый труд.

Приступая к нему, я заявляю, что готов бросить руководство этим начинанием, что величайшее мое желание — найти лицо, более способное, чем я, взяться за него, и что с того момента я стану его сотрудником, которым оно может располагать по своему усмотрению. В ожидании того счастливого дня, когда я буду освобожден от этой задачи, бесконечно превышающей мои силы, я намечаю путь, по которому буду итти, чтобы выполнить ее как можно лучше, но я обращаю внимание читателя на то, что в данный момент я должен смотреть на себя как на руководителя начинания и строить свои соображения так, как если бы я должен был приводить в исполнение все начинание целиком. Для его выполнения я назначаю 12 лет, начиная с 1 января 1813 г. (с этого времени я им действительно занят). Мой «Очерк науки о человеке» будет представлен ученым обществам Европы к 1 января 1816 г., «Очерк философии» — к 1 января 1819 г., «Очерк преобразования духовенства» — к 1 января 1822 г. и «Очерк национального преобразования различных народов» — к 1 января 1825 г. Первый раздел моего «Очерка науки о человеке » окончен. Я сниму с него несколько копий с большими полями и раздам их лицам, наиболее способным судить о работе подобного рода. Я попрошу их помочь мне своими советами, делая на полях свои замеча-

ния. Я передам им копию второго раздела, когда он будет окончен, получив их заметки, написанные к первому; таким же образом я буду дальше подвергать мою работу, часть за частью, критике просвещенных мыслителей, имеющих достаточно душевной теплоты, чтобы последовательно заниматься общими интересами и средствами прекращения кризиса, которым охвачена вся масса европейского населения». Таким образом, я только через три года должен был бы перейти к вопросу, которого я коснулся сейчас; три следующих года я должен был бы употребить на его обсуждение и дать, следовательно, его решение только по истечении шести лет. Таким образом, я оставил за собой шесть лет для того, чтобы подготовить ум читателя и углубить мои идеи; вместо этого мне пришлось в две недели подняться на высшую точку ума и остановиться на ней. На пространстве 50 страниц я должен был возвести читателя на эту высоту абстракции. Что вас к этому побуждало?— спросите вы меня, милостивые государи. То, что с наибольшим деспотизмом управляет человеком с сердцем: с одной стороны, чувство, что делаешь полезное дело, с другой — надежда приобрести славу. Император по своем возвращении в Париж обнаружил намерение осуществить свой проект — принудить англичан признать свободу плавания. Его гордое, можно сказать, героическое поведение после превратностей, кото-

рые претерпели наши армии, восхитило нас, привело нас в восторг; но император, говорят, выразил намерение достигнуть своей цели, принудив оружием весь континент содействовать его плану свержения деспотизма британцев на морях. Было ясно, что ему невозможно добиться своего этими средствами. С другой стороны, наши соотечественники всех классов ясно выражают желание замкнуться в природных границах Франции, которыми являются Пиренеи, Альпы и Рейн; они открыто говорят, что если глава правительства заставит наши войска перейти эти естественные границы для новых завоеваний, то это будет вопреки их желанию. Эго их желание кажется нам справедливым, и мы его вполне разделяем, но с глубокой печалью и даже с чувством унижения видим, что во многих французах ослабело намерение принудить англичан признать международное право и подчиниться ему. В убеждении, что возможно согласовать героические цели императора с национальными стремлениями, мы приложили все силы, чтобы создать план, который достиг бы той же цели, и поспешили изложить вкратце способы согласования намерений императора и его подданных. Мы не жалеем о весьма тяжелой работе, проведенной с этой целью, потому что у нас есть сознание, что благодаря этим усилиям наши идеи за пятнадцать дней выяснились в той степени, в какой это могло быть достигнуто по ранее принятому

плану лишь за несколько месяцев или даже лет. Да, милостивые государи, мы уверены, что, читая наш первый очерк, вы будете поражены новизной, силой и справедливостью содержащихся в нем идей; мы также уверены, что через три месяца и даже, может быть, гораздо раньше появится наш второй очерк и что этот второй очерк достигнет своей цели — связать концепцией a priori открытия, сделанные в астрономии Ньютоном и после него. Наконец, мы надеемся издать еще до истечения года наш третий очерк, который даст хороший набросок общей научной теории, основанной на идее всемирного тяготения, рассматриваемой как общий, единый и неизменный закон, которому бог подчинил мир и но которому он им управляет; этого наброска будет достаточно, чтобы дать корпорации ученых средства применить новую об'щую теорию к политической науке. Результатом этих трудов будет реорганизация европейского общества посредством особого учреждения, общего для всех народов, которые его составляют. Это учреждение, смотря по степени просвещения каждого народа, будет представляться ему научным или религиозным, но оно во всяком случае окажет положительное политическое действие в обуздании честолюбия народов и королей, действие, которое, вероятно, сначала будет направлено против Англии, но неизбежно

будет применено во всей своей силе и к французам, если они не возвратятся к своим естественным границам и конституционным путем не откажутся выходить из них. Сила ученых Европы, объединенных в одну общую корпорацию и имеющих своей связью философию, основанную на идее тяготения, будет неизмерима.

ПИСЬМОКЕВРОПЕЙСКИМ УЧЕНЫМ

Милостивые государи! Вполне естественно, что духовенство является наиболее ученой корпорацией, или, скорее, что наиболее ученая корпорация выполняет священнические обязанности. Когда светские люди становятся более учеными, нежели духовные, главная связь, объединяющая общество, ослабевает, но она совершенно разрывается, когда светские люди значительно превосходят духовных в науке. Это утверждение есть результат наблюдечий прошлых времен, начиная с XV в. до настоящего времени. Действительно, начиная с этого времени, светские люди непрерошно преуспевали в науках, а так как церковники оставались приверженцами своих старых идей, старой теории, одним словом, застыли в научном смысле, то духовенство ныне принадлежит к наименее просвещенному классу.

Действительно, начиная с XV в. и до настоящего времени учреждение, объединявшее европейские нации, обуздывавшее честолюбие народов и королей, постепенно ослабевало; теперь оно совершенно рушилось, и всеобщая война, страшная война, война, угрожающая гибелью всего европейского населения, ведется уже двадцать лет и скосила уже несколько миллионов людей, на которых следует смотреть лишь как на авангард армий, подготавливаемых к походу. В порядке вещей, милостивые государи, что научная теория стареет и что духовенство, исповедующее ее, сходит на-нет, когда она становится неудовлетворительной; также вполне естественно, что светские люди, построившие новую общую научную теорию, заменяют старое духовенство и образуют священническую корпорацию. Ваше спокойствие, господа, так же как общее благо, требует, чтобы вы приняли решение. Вы одни в состоянии вернуть спокойствие Европе, вы одни можете преобразовать европейское общество. Время не ждет, кровь льется, поспешите же высказаться! Положение дел властно требует применения принципа в его простейшем виде; в этом случае практика должна итти впереди теории. Таков будет ход вещей, если вы — люди с сердцем и умом, как я склонен думать. Пусть каждое ученое европейское общество пошлет одного или нескольких депутатов

в Рим с полномочием избрать папу и пусть папа тотчас же после своего назначения издаст воззвание примерно такого содержания:

ВОЗЗВАНИЕ ПЕРВОГО ПАПЫ НОВОЙ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

В Европе еще живо горестное воспоминание о 30-летней войне. Религиозные войны, говорят, самые жестокие; они, конечно, очень жестоки, но все же не так, как война, вызванная уничтожением религиозной связи, потому что уничтожение этой связи ЕИОБЬ ввергает человечество в его первобытное состояние, в состояние непрерывной войны. И действительно...



Личные инструменты