Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

ПРОГРАММА ВТОРОГО ОЧЕРКА

Материал из m-17.info

Перейти к: навигация, поиск

Редакция этого очерка будет скоро закончена, и мы не замедлим его вам представить, как только окончим. Теперь же мы ограничимся сообщением вам принятого нами распределения материала и перечнем предметов, которые будут рассмотрены в каждом из

  • Понимание идей, содержащихся в этом очерке,

так же как и в его заключении, будет гораздо доступнее тем, которые прочтут работу, озаглавленную мною «Наука о человеке». Я роздал 60 копий ее наиболее замечательным ученым, главным образом физиологам, историкам и метафизикам. У меня остается еще несколько копий, которые я немедленно передам тем, кто выразит желание их получить.

разделов; мы надеемся, что этого достаточно, чтобы дать вам возможность судить о значении нашей работы в ее наиболее важной части. Во втором очерке мы поставим себе две цели: во-первых, доказать, что открытие тяготения так же, как и все другие открытия Ньютона, были сделаны a posteriori, и, во- вторых, изложить идеи этого великого геометра и физика, задуманные и изученные им a priori. Таким образом, настоящий очерк естественно распадается на две части.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Мы разобъем эту часть на четыре раздела. Р а з д е л первый. В первом разделе мы изложим историю астрономических открытий с XV в. до Ньютона. Мы постараемся главным образом разобрать открытия, сделанные Коперником, Кеплером, Галилеем, Гюйгенсом и великим Декартом. Мы докажем, что идея тяготения была лишь выводом из идей этих пяти великих людей, и что если Ньютон является в нашем представлении колоссальнейшей фигурой, то это потому, что мы видим его наверху этих пяти гигантов, стоящих один на плечах другого. Р а з д е л второй. Мы разберем в этом разделе работы Ньютона, сначала его идею тяготения, затем идею, послужившую основанием к открытию исчисления бесконечно малых, и, наконец, идею, на которой он

обосновал свою оптику. Мы отметим: 1) что во всех своих работах он шел a pouteriori; 2) что его идеи в области оптики оказались в физическом отношении в противоречии с идеей пустоты, которую он счел необходимым установить для того, чтобы защитить свою идею тяготения от всяких возражений; 3) что идея тяготения была предложена им только в качестве гипотезы, что он применил эту гипотезу только к астрономии и даже только к одной части астрономии, именно, к т в е р д ы м небесным телам, не рассматривая действия, которое эта сила должна оказывать на тела текучие. Р а з д е л третий. Здесь мы изложим историю развития идеи тяготения с момента ее открытия и до настоящего времени; мы отметим особенно прекрасный опыт Кавен- диша, который констатировал, что тяготение имеет место в земной атмосфере, так же как и в небесных пространствах, ибо явственно обнаруживается притяжение гор. Р а з д е л четвертый. Мы остановимся в этом разделе главным образом на тех затруднениях, которые возникли в силу заблуждения, допущенного школой, рассматривавшей Ньютона как философа и считавшей физику неорганизованных тел единственным исходным пунктом научных работ, а метод a posteriori — единственным способом улучшить судьбу человеческого рода, совершенствуя приобретенные познания.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Эту часть мы также разобьем на четыре раздела.

Р а з д е л первый. Мы изложим в этом разделе две идеи Ньютона, задуманные и разработанные a priori. Мы покажем: 1 ) что при помощи этой операции становятся понятными и связываются между собой вое истины, найденные Ньютоном, и исправляются все ошибки, допущенные им, т. е. противоречия между некоторыми из его взглядов; 2) что этим процессом все открытия в общей физике, сделанные после Ньютона, связываются с теми, которые оставил нам этот великий человек; 3) что таким образом создается теория, которая, вероятно, поведет к открытию явлений, необходимых для того, чтобы вычислить наклонение и эксцентриситет орбит небесных светил солнечной системы в связи с их плотностью и степенью разрежения среды, в которой они совершают свой путь.

Р а з д е л второй. Мы покажем особые пренму1цества для астрономии и вообще для всей науки, которые создаются в результате применения априорного метода; мы выясним, что очень важно дать этому направлению такое же почетное положение, какое всегда имело противоположное направление, усиливавшееся постепенно со времени халифа Аль-Мамуна12 до настоящего времени

Р а з д е л т р е т и й . Мы покажем в этом разделе, что теперь придают слишком большое значение алгебраическому анализу и слишком малое — логическому. Это подтверждается тем фактом, что математика находится в Институте во главе всех наук, в то время как логика не входит даже в первое ее отделение. Мы отметим, что логический анализ — единственный, который может быть применяем в физиологии и именно в науке о человеке, которая составляет венец этой отрасли наших знаний. Мы покажем, что математика в своих высших отделах может быть применяема только к явлениям, связанным с физикой неорганизовап- ных тел, имеющим весьма второстепенное значение в сравнении с явлениями в области физики тел организованных. Наконец, мы докажем, что для счастья общества важно несколько уменьшить то внимание, которым математика пользуется до сего времени. Мы не хотим сказать, что полезно было бы уменьшить уважение по отношению к математикам, но только к математике, потому что математики способны быть хорошими логиками, они могут способствовать прогрессу науки о человеке, они в общем даже более способны к этому, чем другие: 1) потому что математика даст хорошие навыки логической мысли и 2) потому что математика в данный момент и уже довольно давно пользуется наибольшим уважением, и люди

наиболее умные отдавали ей предпочтение перед другими науками. Напомним, что Кондорсэ, выдающемуся математику, наука о человеке обязана своим последним важным успехом. Р а з д е л ч е т в е р т ы й . Мы разовьем в этом четвертом и последнем разделе еле· дующие мысли. Если бы Декарт снова появился теперь, он в короткое время вернул бы французской школе первенство, которым она пользовалась. Обстоятельства, при которых появился Декарт, не благоприятствовали развитию его гения, однако он заставил науку сделать гигантский шаг вперед. Что сделал бы он теперь, когда обстоятельства сложились самым благоприятным образом для такого гения, как он! Мы разовьем также следующую мысль: Наблюдение показывает, что научные и политические революции чередуются, что они следуют одна за другой как причины и с л е д с т в и я . Локк и Ньютон появились вскоре после английской революции. Мы должны каждый день ждать рождения новых научных идей огромной важности. Скажите, милостивые государи, не способны ли идеи, которые мы предлагаем вашему вниманию, по самой своей природе произвести великую научную революцию?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОГООЧЕРКА

Из всего сказанного во втором очерке мы заключаем: 1) что из идеи всеобщего тяготения можно вывести более или менее непосредственно объяснение всех явлений; 2) что единственное средство преобразовать систему наших знаний — это положить в ее основу идею тяготения, трактуя ее с научной, религиозной и политической точек зрения. 3) что идея всемирного тяготения не противоречит идее о боге, потому что она не чти иное, как идея о неизменном законе, по которому бог управляет вселенной; 4) что при достаточной осторожности философия тяготения может последовательно и без скачков заменить все принципы полезной морали, которую преподает теология, более ясными и определенными идеями.



Личные инструменты