Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

Главы 18 Сущность Христианства

Материал из m-17.info

Версия от 19:43, 8 октября 2010; Mart admin (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Материализм. Сущность Христианства /


Глава восемнадцатая

ХРИСТИАНСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СВОБОДНОГО БЕЗБРАЧИЯ И МОНАШЕСТВА

Понятие рода и значение жизни рода исчезло с появле­нием христианства. Этим лишний раз подтверждается при­веденное выше положение, что христианство не заключает в себе принципа культуры. Если человек непосредственно отождествляет род с индивидом и считает это тождество своим высшим существом, своим богом, если, таким обра­зом, идея человечества служит для него объектом только как идея божества, то пропадает потребность в культуре: человек вмещает все в себе, в своем боге, и поэтому не чув­ствует потребности восполнять себя другим индивидом, представителем рода, созерцанием мира вообще — потреб­ности, на которой только и покоится стремление к куль­туре. Но тем не менее человек достигает своей цели — он достигает ее в боге. Бог есть именно эта достигнутая цель, осуществленная высшая цель человечества. Но каждый индивид думает, что бог существует только ради него. Только бог и нужен христианам. Им не нужны ни другой индивид, ни род, ни мир; внутренняя потребность в другом отсутствует. Бог заменяет мне род, заменяет другого. Только отрекаясь от мира, обособляясь от него, я сильнее чувствую потребность в боге, живее ощущаю присутствие бога и чувствую, что такое бог и чем он должен быть для меня. Разумеется, и религиозный человек нуждается в общении, в общественном назидании. Но потребность в другом лице сама по себе — вещь второстепенная. Спа­сение души есть основная идея, главная задача христиан­ства, но это спасение заключается только в боге, только в сосредоточении на нем. Требуется деятельность для других как условие спасения, но основа спасения есть бог, непосредственное отношение к богу. И поэтому деятель­ность для других имеет только религиозное значение, основой и целью ее является отношение к богу, в силу чего она есть в сущности деятельность для бога, для прослав­ления его имени, для распространения его славы. Но бог есть абсолютная субъективность, отрешенная от мира, сверхмировая, освобожденная от материи, жизни рода и, тем самым, от половых различий. Поэтому отчуждение от мира, от материи, от жизни рода есть существенная цель христианина *. И эта цель реализуется чувственным образом в монашестве.

Утверждение, будто монашество появилось впервые на Востоке, — самообман. Во всяком случае, защищая это положение, надо оставаться справедливым и объяс­нять тенденцию, противоположную монашеству, не ха­рактером самого христианства, а духом, природой Запада вообще. Но чем тогда объяснить восторженное отношение Запада к монашеству? Нет, монашество вытекает из са­мого христианства; оно было необходимым следствием веры в небо, которое христианством обещано человечеству: Где небесная жизнь есть истина, там земная жизнь есть ложь; где фантазия есть все, там действительность — ничто. Земная жизнь теряет свою цену для того, кто верит в веч­ную, небесную жизнь. Или, вернее, она уже потеряла для него всякую цену: вера в небесную жизнь есть вера в ничтожество и бренность этой жизни. Я не могу пред­ставить себе загробной жизни без того, чтобы не томиться по ней, — чтобы не вкидывать жалкую земную жизнь взглядом сострадания или презрения. Небесная жизнь не может быть предметом, законом веры, не будучи в то же время моральным законом. Она должна определять мои поступки (1) для того, чтобы моя жизнь соответствовала моей вере: я не должен привязываться к преходящим бла­гам этой земли. Я не должен и не хочу, ибо что такое все эти блага в сравнении со славой небесной жизни? (2) Правда, качество будущей жизни зависит от качества, от моральных свойств этой жизни, но нравственность сама определяется верой в вечную жизнь. И эта соответствую­щая загробной жизни нравственность заключается в отвра­щении от этого мира, в отрицании этой жизни. Чувствен­ное проявление этого духовного отвращения есть мона­стырская жизнь. Все должно в конце концов проявляться внешне, чувственно (3). Монастырская и вообще аскети­ческая жизнь есть жизнь небесная, насколько она прояв­ляется и может проявиться здесь, на земле. Если моя душа принадлежит небу, то мое тело не может и не должно при­надлежать земле. Душа оживляет тело. Когда душа уле­тает на небо, покинутое тело умирает и вместе с ним уми­рает соединительный, связующий орган между миром и душой. Смерть, отделение души от тела, по крайней мере от этого грубого материального, греховного тела, есть переход на небо. Но если смерть — условие блаженства и нравственного совершенства, то единственным законом морали неизбежно является укрощение, умерщвление плоти. Нравственная смерть есть необходимое предвосхищение естественной смерти — необходимое потому, что было бы в высшей степени безнравственно достижение неба предо­ставить смерти чувственной, которая не есть акт мораль­ный, но акт естественный, общий человеку и животному. Поэтому смерть должна возвыситься до акта мораль­ного, стать актом самодеятельности. «Я каждый день умираю», — говорит апостол (4), — и это изречение осно­ватель монашества св. Антоний сделал девизом своей жизни.

Мне могут возразить, что христианство стремилось только к духовной свободе. Пусть так; но что такое духов­ная свобода, не выражающаяся в поступках, не проявляю­щаяся в чувственной форме? Или ты думаешь, что твоя свобода зависит только от тебя, от твоей воли, от твоих мыслей? О, тогда ты сильно ошибаешься; значит, ты никогда не переживал истинного акта освобождения! Пока ты связан известным положением, известной профессией, известными отношениями, твои поступки невольно опреде­ляются ими. Твоя воля, твои убеждения освобождают тебя только от сознательных, а не от скрытых, бессоз­нательных границ и впечатлений, заключающихся в самой природе вещей. Поэтому нам не жутко, мы не подавлены только тогда, когда мы пространственно, чувственно, отдаляемся от того, с чем мы порвали внутренним обра­зом. Только чувственная свобода есть залог истинной ду­ховной свободы. Человек, действительно переставший духовно интересоваться земными благами, готов совер­шенно отказаться от них, чтобы окончательно облегчить свое сердце. Все то, чего я не признаю в силу своих убежде­ний, но от чего я еще не отрешился, тяготит меня, потому что противоречит моим убеждениям. Долой все это! Рука не должна удерживать того, что вылетело из головы. Только убеждение сообщает силу рукопожатию; только убеждение освящает обладание. Тому, кто должен обладать женой так, как если бы он не обладал ею, лучше не иметь ее вовсе. Обладать так, как будто не обладаешь, значит обладать без убеждения в обладании, то есть в сущности не обладать вовсе. И кто поэтому говорит: обладайте этой вещью так, как если бы вы ею не обладали, только дели­катным, вежливым образом внушает вам не обладать ею вовсе. То, что становится чуждым моему сердцу, перестает принадлежать мне и свободно улетучивается. Св. Анто­ний решил отречься от мира, как только услышал слова: «Если хочешь быть совершенным, иди продай имение свое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и иди вслед за мной». Св. Антоний понял истинный смысл этих слов. Он пошел, продал свое имущество и роздал его нищим. Только этим он доказал свою духовную свободу от сокровищ этого мира (5).

Разумеется, такая свобода, такая истина противоречит современному христианству, утверждающему, будто го­сподь хотел только духовной свободы, т. е. свободы, не требующей ни жертв, ни энергии, свободы иллюзорной, свободы самообмана — такой свободы от земных благ, которая заключается в обладании и наслаждении этими благами. Поэтому господь будто и говорил: «Иго мое легко». Как дико, как нелепо было бы христианство, если бы оно заставляло людей жертвовать сокровищами этого мира! Тогда оно и не годилось бы для этого мира. В действитель­ности дело обстоит иначе. Христианство в высшей степени практично и житейски мудро: оно предоставляет освобож­дение от сокровищ и удовольствий этого мира естествен­ной смерти, — самоумерщвление монахов есть не христиан­ское самоубийство, — а обладание земными сокровищами и наслаждение ими предоставляет нашей самодеятельности Истинные христиане, правда, не сомневаются в истинности небесной жизни, сохрани боже! В этом они вполне согласны и теперь еще с древними монахами; но они ожидают этой жизни терпеливо, преданные воле божией, то есть воле своекорыстия, стремлению к наслаждению благами этого мира (6). Но я гадливо и с презрением отворачиваюсь от современного христианства, где невеста Христова клянется вечным связующим, неопровержимым, священным, истин­ным словом божиим и при этом — о позорное лицемерие! — сама охотно исповедует полигамию, по крайней мере по­следовательную полигамию, которая, однако, в глазах истинных христиан мало чем отличается от полигамии одновременной, и я возвращаюсь с священным трепетом к непризнанной истине целомудренной монастырской кельи, где душа, вверенная небу, не имела греховной связи с чуждой ей земной плотью!

Жизнь вне мира, сверхъестественная жизнь, есть жизнь безбрачная по существу. Безбрачие — разумеется не в качестве закона — заключается во внутренней сущности христианства. Достаточным доказательством этого служит сверхъестественное происхождение спасителя. Этой верой христиане освятили непорочную девственность, как спасительный принцип, как принцип нового, христианского мира. Нельзя ради нерасторжимости брака ссылаться на такие места из Библии, как «размножайтесь», или «что бог сочетал, человек да не разлучает». Первое изречение, как заметили еще Тертуллиан и Иероним, относится только к незаселенной земле, к началу мира, а не к концу его наступившему после непосредственного пришествия бога на землю. Второе изречение относится только к браку, как установлению ветхозаветному. Иудеи интересовались вопросом, может ли человек разводиться со своей женой, и, вышеприведенный ответ служил самым целесообразным решением этого вопроса. Кто раз вступил в брак, должен считать его священным. Взгляд на другую есть уже измена. Брак сам по себе есть индульгенция, обусловленная слабостью, или скорее энергией чувственности, зло, требующее возможного ограничения. Нерасторжимость брака есть ореол святости, выражающий как раз противополож­ное тому, чего ищут в нем ослепленные этим ореолом, обитые с толку люди. Брак, как таковой, то есть в смысле совершенного христианства, есть грех (7) или, по меньшей мере, слабость, которая допускается и извиняется только с тем условием, чтобы ты ограничился одной — заметь! — одной женой навсегда. Короче говоря, брак освящается не в Новом, а только в Ветхом завете. Новый завет знает более возвышенное, сверхъестественное начало — тайну незапятнанной девственности (8). «Если кто может вместить это, да вместит». «Чада века сего женятся и выходят за­муж, а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых не женятся и замуж не выходят. И умереть уже не могут, ибо они равны ангелам и суть сыны божии, будучи сынами воскресения» (9). Итак, на небе люди не же­нятся; небо исключает начало половой любви, как начало земное, мирское. Но небесная жизнь есть истинная со­вершенная, вечная жизнь христианина. Если я предназна­чен для неба, я не буду связывать себя узами, которые уничтожаются моим истинным назначением. Если я сам по себе в возможности являюсь существом небесным, то я по­стараюсь осуществить эту возможность уже на земле (10). Брак, отвергнутый небом, существенным предметом моей веры, надежды и любви, изгнан также и из моей головы и сердца. Мое сердце так переполнено небом, что в нем нет уже места земной женщине. Я не могу разделить свое сердце между богом и человеком (11). Любовь христианина к богу не есть любовь абстрактная, или всеобщая, подобно любви к истине, справедливости, науке; это любовь к субъектив­ному, личному богу, и потому это любовь субъективная, личная. Существенное свойство этой любви заключается в том, что она — любовь исключительная, ревнивая, так как ее предметом является существо личное и притом наивысшее, не имеющее себе подобных. «Будь верен Иисусу (а Иисус Христос есть бог христианина) в жизни и смерти; положись на его верность; он один может тебе помочь, когда все тебя покинут. Твой возлюбленный не хочет видеть около тебя никого другого; он один желает обладать твоим сердцем и господствовать в твоей душе, подобно царю на троне». «Что значит мир без Иисуса? Без Христа всюду адская мука, с Христом везде небесное блаженство»... «Ты не можешь жить без друга, но если ты не ставишь выше всего дружбу Христа, твоя жизнь будет исключи­тельно печальна и безутешна». «Люби всех ради Иисуса, а Иисуса — ради него самого. Один Иисус Христос до­стоин любви». «Бог мой, любовь моя, ты весь мой, а я весь твой». «Любовь... надеется и полагается на бога, даже если он не относится к ней благосклонно (или если это горько — non sapit), ведь любовь нераздельна со страданием...» «Ради своего возлюбленного любящий должен переносить все, даже тяжкое и скорбное». «Мой бог, мое все... в твоем присутствии мне все приятно, в твоем отсутствии все противно... Без тебя мне ничто не мило». «О, когда же на­ступит наконец тот блаженный, желанный час, когда ты окончательно сольешься со мной и станешь для меня всем! Пока я не удостоюсь этого, радость моя будет только ча­стичной». «Когда мне было хорошо без тебя и дурно с то­бой? Я скорее соглашусь быть бедным ради тебя, чем бо­гатым без тебя. Я скорее соглашусь быть земным стран­ником с тобой, чем владыкой неба без тебя. Где ты — там небо; где тебя нет — там смерть и ад. Я тоскую только по тебе». «Ты не можешь одновременно служить богу и радоваться тому, что происходит. Удались от всех друзей и знакомых и не думай о временных утехах. Верующие во Христа должны следовать заповеди св. апостола Петра и смотреть на себя только как на странников и гостей в этом мире» (12). Итак, любовь к богу, как к личному суще­ству есть настоящая, форменная, личная, исключитель­ная любовь. Как я могу любить бога как бога и в то же время любить смертную женщину? Могу ли я ставить бога на одну доску с женщиной? Нет, душа, истинно любящая бога, не может любить женщину — это измена. «Всякий, имею­щий жену, — говорит апостол Павел, — думает только о жене; всякий, не имеющей жены, думает только о боге. Женатый думает о том, как угодить жене, а неженатый — как угодить богу».

Истинный христианин одинаково не чувствует потреб­ности ни в образовании — принципе мирском, противном душе, ни в любви (естественной). Бог вознаграждает его за скудость, за неудовлетворенную потребность в обра­зовании, в любви, в женщине и семье. Христианин непо­средственно отождествляет индивид с родом: поэтому он отвергает половое различие, как тягостный, случайный придаток (13). Только муж и жена вместе образуют действи­тельного человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей. Поэтому человек, сознающий свою мужественность, чувствующий себя мужчиной и считающий это чувство естественным и закономерным, сознает и чувствует себя существом частичным, которое нуждается в другом частич­ном существе для создания целого, истинного челове­чества. Христианин, напротив, в своей исключительной, природной субъективности, считает себя существом, со­вершенным в самом себе. Но это воззрение исключает половой инстинкт, как противоречащий его идеалу, его высшему существу. Поэтому христианин и должен был подавлять в себе этот инстинкт.

Разумеется, христианин чувствовал потребность в поло­вой любви, но считал ее противоречащей своему небесному, назначению, считал ее только естественной потребностью в том обыденном, презрительном смысле, какой придает этому слову христианство, а не потребностью моральной, внутренней, так сказать, метафизической, то есть суще­ственной потребностью, которую человек может ощущать только тогда, когда не гонит от себя половой инстинкт, а скорее относит его к своей внутренней сущности. Поэтому в христианстве брак не считается священным, по крайней мере, он считается таковым только мнимо, иллюзорно, ибо естественное начало брака, половая любовь, есть на­чало несвященное, отрицаемое небом (14). А то, что человек исключает из своего неба, он исключает из своей истинной сущности. Небо — его сокровищница. Не верь тому, что он устанавливает на земле, что он тут разрешает и санкционирует: здесь он должен приспособляться; здесь встречается много неожиданного, что не укладывается в его систему; здесь он ускользает от твоего взора, ибо он находится среди чуждых существ, внушающих ему страх. Но наблюдай его тогда, когда он отбрасывает свое инког­нито и выступает в своем истинном достоинстве, как гра­жданин небесного царства. На небе он говорит так, как думает; там ты услышишь его истинное мнение. Где его небо, там его сердце - небо есть его открытое сердце. Небо есть понятие всего истинного, благого, законного, того, что должно быть; земля есть понятие всего ложного, не­законного, того, чего не должно быть. Христианин исклю­чает из своего неба жизнь рода; там род прекращается, там существуют только чистые, бесполые индивиды, «духи»; там царит абсолютная субъективность. Следовательно, христианин исключает из своей истинной жизни жизнь рода; он отрицает начало брака, как начало греховное, зазорное, потому что безгрешной, истинной жизнью является только жизнь небесная (15).

Примечания.

1.«Жизнь для бога не есть естественная жизнь, которая под­вержена тлению... Не должны ли мы томиться по будущему и от­носиться враждебно ко всему преходящему?.. Поэтому мы должны презирать эту жизнь и этот мир и всем сердцем стремиться к бу­дущей славе и радости вечной жизни» (Лютер, ч. I, стр. 466, 467).

2.«Туда нужно устремлять дух свой, куда некогда он возне­сется» (Meditat. Sacrae Ioh. Gerhardi. Med. 46).

3.«Кто стремится к небесному, тому не нравится земное. Кто жаждет вечного, тому преходящее тягостно» (Бернард, Epist. Ex persona Heliae monachi ad parentes). «Нет ничего в этой жизни ближе нашему сердцу, как умереть возможно скорее» (Тертуллиан Ароl. Adv. Gentes, гл. 41). Древние христиане праздновали поэтому не день рождения, как теперь, а день смерти (см. примеч к Мин. Феликсу е геc Gronovii. Lugd. Bat. 1719, стр.332). «Поэтому скорее следует советовать человеку-христианину, чтобы он терпеливо переносил болезнь даже желал смерти чем скорее, тем лучше Ибо, как говорит св. Киприан, ничто так не полезно христианину, как близкая смерть. Но мы предпочитаем слушать язычника Ювенала, который говорит: «Orandum est ut sit mens sana in corpore sano» («Нужно просить о том, чтобы здоровый ум был в здоровом теле») (Лютер, ч.IV, стр. 15).

4.«Тот совершенен, кто духовно и телесно отрешился от мира». De modo bene vivendi ad Sororem S. VII (Из апокриф. соч. Бернарда).

5.1. Кор. 15, 31; см., однако, Иеронима, De vita Ьв уНа Раuli Eremitae.

6.Естественно, что христианство обладало такой силой только до тех пор, пока, как пишет Иероним к Деметрии, кровь нашего господа была еще тепла и вера таилась еще в свежей крови (см. об этом предмете у Арнольда, Von der ersten Christen Genugsamkeit und Verschmahung alles Eigennutzes (I. c. B. IV, гл. 12, §7-16).

7.Совсем иначе думали древние христиане. «Трудно, даже невозможно одновременно наслаждаться настоящими и будущими благами» (Иероним, Ерist. Juliano). «Ты слишком хитроумен, брат мой, если предполагаешь теперь участвовать в наслаждениях мира, а потом царствовать вместе со Христом» (он же, Epist. ad Heliodorum). «Вы хотите нераздельно обладать и богом и тварью, но это невозможно. Нельзя одновременно радоваться и богу и тварям". (Таулер, Ed. с. р. 334). Но, разумеется, они были абстрактными христианами. А мы теперь живем в век примирения. О, конечно!

8.«Грешить — значит не желать совершенства» (Иероним, Ерist. ad Heliodorum de laude vitae solit). Замечу кстати, что при­веденную здесь цитату из Библии о браке я толкую в том смысле в каком ее понимает вся история христианства.

9.Брачное состояние не есть нечто новое или необычное и даже язычники, руководствуясь суждением разума, считали брак благим и похвальным делом» (Лютер, ч. II стр. 337а).

10.Ев. от Луки, 20, 34—36.

11.«Кто желает войти в рай, должен отрешиться от всего, что не свойственно раю» (Тертуллиан, De exhort. cast., гл. 13). «Безбрачие есть подражание ангелам» (Иоанн Дамаскин, Orthod. fidei. lib. IV, стр. 25).

12.«Незамужняя помышляет только о боге и у нее только эта мысль, а замужняя разделяет свою жизнь между богом и мужем» (Климент Александрийский, Раеdag., lib. II, гл. 10). «Избравший жизнь одинокую помышляет только о божественном» (Феодорит, Наеretic. Fabul., lib. V, 24).

13.Фома Кемпийский, De imit., lib. II, гл7, гл8; lib. III гл. 5; гл. 34, 53, 59. «О, как блаженна та дева, в груди которой кроме любви ко Христу нет другой любви!» (Иероним, Demetriadi, virgini Deo consecratae). Но, конечно, это опять слишком абстракт­ная любовь, которая в век примирения, когда Христос и дьявол стали жить душа в душу, не приходится по вкусу. О, как горька бывает истина!

14.«Женщина отличается от девы». «Посмотрим, как блаженна та, которая утратила даже имя своего пола. Дева не называется больше женщиной» (Иероним, Adv. Helvidium de perpet. virg., p. 14, t. II. Erasmus).

15.Можно еще и так сформулировать: брак имеет в христиан­стве только нравственное, а не религиозное значение, не есть рели­гиозный принцип и прообраз. Иначе было у греков, где, например, «Зевс и Гера считались великим прообразом всякого брака» (Крей­цер, 5утЬ.), или у древних парсов, у которых деторождение, как «умножение человеческого рода и умаление царства Аримана», считалось религиозным долгом и актом (Зендавеста), наконец, у индусов сын был возродившимся отцом.

«Если к жене приближается муж, он сам еще раз рождается от той, что делается матерью через него» (Фр. Шлегель).

У индусов ни один возрожденный не мог получить звания саниасси, то есть погруженного в бога отшельника, если предвари­тельно не исполнил трех обязанностей, и между прочим, не произ­вел на свет законного сына. У христиан, наоборот, по крайней мере у католиков, наступал настоящий религиозный праздник, если супруги или обрученные — предполагая, что это происходило по взаимному согласию — покидали брачное состояние и приносили брачную любовь в жертву любви религиозной.

16.Так как религиозное сознание в конце концов восстанавли­вает то, что оно вначале отвергало, и так как потусторонняя жизнь на самом деле есть не что иное, как восстановленная земная жизнь, то должен быть восстановлен также и пол. «Они будут подобны ангелам и, следовательно, не перестанут быть людьми, так что апостол останется апостолом, а Мария — Марией» (Иероним, Аd Theodoram viduam). Но как в будущей жизни наши тела будут бестелесными, призрачными телами, так и пол неизбежно будет там бесполым, только мнимым полом.

Личные инструменты