Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

ТРАДИЦИИ И ОПЫТ ВЬЕТНАМСКОГО НАРОДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Материал из m-17.info

Перейти к: навигация, поиск

ДОЛГИХ ЛЕТ / ТЕРРИТОРИИ / Вьетнам / ВООРУЖЕНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ МАСС И СТРОИТЕЛЬСТВО НАРОДНОЙ АРМИИ /


II
ТРАДИЦИИ И ОПЫТ ВЬЕТНАМСКОГО НАРОДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Марксистско-ленинские положения о военной организации пролетариата являются обобщением практики и опыта пролетарских революций и национальных войн в Европе в эпоху капитализма и империализма, а также практики и опыта военной борьбы и военной организации классов и наций в разные эпохи.

Изучая историю борьбы вьетнамского народа против иностранных агрессий и историю его военной организации, мы отмечаем ряд характерных черт, которые отличают их от вооруженной борьбы и военной организации во многих странах Европы. То, о чем мечтал Энгельс для Европы XIX века — всенародное восстание, народная война, вооружение народных масс, - во Вьетнаме осуществлялось на деле на протяжении столетий, еще с эпохи феодализма. Богатый и самобытный опыт, накопленный нашим народом в этой области, лишний раз подтверждает непреложность гениальных идей Маркса, Энгельса и Ленина о всенародном восстании, народной войне, а также о военной организации пролетариата и народов, поднявшихся на борьбу за свое освобождение.

В отличие от многих стран Запада, где процесс формирования наций был тесно связан с распадом феодального строя и зарождением капитализма, наша нация сложилась и развивалась в ходе многовековой борьбы против агрессий и господства иностранных феодалов. На протяжении многих веков история вьетнамского народа была неразрывно связана с многочисленными восстаниями и войнами за национальное освобождение.

Вьетнам - одна из колыбелей человечества. За тысячелетия, прошедшие со времени основания королями Хунг государства Ванланг, племена вьетов в процессе борьбы за жизнь против сил природы и враждебных им племен выковали устойчивые факторы, предопределившие сформирование вьетнамской нации: из поколения в поколение они жили на одной территории, имели свой язык, создали достигшие определенного уровня развития экономику и общественно-политический строй, самобытную культуру и нравственные традиции. Благодаря этому у нашего народа проявлялось национальное самосознание и чувство хозяйской ответственности за судьбу родины. Обладая замечательной жизнестойкостью, вьетнамский народ с большим героизмом и умением отстоял в длительной борьбе против могущественных агрессоров свою родную землю и самоотверженным творческим трудом прокладывал себе путь в будущее.

Наша страна красива и богата природными ресурсами, к тому же она занимает важное стратегическое положение в Юго-Восточной Азии, находясь на пересечении многих сухопутных и морских дорог, идущих с севера на юг и с востока на запад. Для тех, кто ищет выход в океан, она является отправной континентальной базой, а тем, кто стремится на континент, служит входными ворогами. Именно в силу этих причин наша страна неоднократно подвергалась нападениям агрессивных сил, которые замышляли покорить и эксплуатировать наш народ, использовать нашу национальную территорию в качестве плацдарма для осуществления своих экспансионистских замыслов в этом районе мира. На протяжении своей многовековой истории нашему народу много раз приходилось отражать вторжения иностранных агрессоров, вести войны в защиту национальной независимости и подниматься на восстания и освободительные войны, чтобы вновь завоевать себе независимость. В ходе этих восстаний и войн у нашего народа развилось и окрепло чувство патриотизма и национальное самосознание, дух ответственности за судьбу родины и непоколебимая воля к борьбе. Наш народ шаг за шагом воспитал в себе одну из самых драгоценных национальных традиций, которую мы постоянно продолжаем обогащать и развивать, героическую традицию борьбы против иностранной агрессии, за независимость и свободу.

Вьетнам испокон веков был маленькой страной с немногочисленным населением. В начале нашей эры вьеты проживали преимущественно на территории Бакбо и на севере Чунгбо; в период правления сестер Чынг население страны насчитывало примерно миллион человек. В последствии территория Вьетнама значительно расширилась, а численность населения увеличилась. Тем не менее вьетнамцам почти постоянно приходилось иметь дело с агрессорами, силы которых во много раз превосходили наши. В результате, чтобы выйти победителями из неравной борьбы, защитить родную землю от злейших захватчиков, приходилось мобилизовывать силы всего народа, всей страны, не полагаясь исключительно на армию.

Все войны, которые наша страна вела против чужеземных завоевателей, были войнами справедливыми. Массовое самоотверженное участие в них населения, кровно заинтересованного в сохранении и упрочении национальной независимости, придавало им в значительной степени и народный характер. Для национальных восстаний и войн, имевших место в истории нашей страны, в плане военной организации характерно создание повстанческих армий из вооруженного населения или национальной армии; чаще всего наблюдалось взаимодействие вооруженного населения и национальной армии, национальной армии и вооруженного населения. Еще в ранний период существования вьетнамского государства у нашего народа зародилась славная традиция «сплочения сил всей страны» * 1, для борьбы против иностранных агрессий. В этом и заключался секрет побед нашего народа. В XII веке национальный герой Чан Куок Туан, основываясь на тысячелетнем опыте борьбы нации, возвел эту традицию в принцип своих действий. В наши дни этот принцип развился в лозунг «всенародное сплочение». При королях династии Чан борьба против иностранных завоевателей велась под девизом: «Весь народ - солдаты» * 2. Тем же духом проникнута старинная вьетнамская народная пословица: «Когда враг ворвался в дом, за оружие берутся и женщины». В нашей стране это было великой и знакомой каждому реальностью.

Все сказанное позволяет утверждать, что национальные восстания и войны в нашей истории уже в те далекие времена приняли форму народных восстаний и народных войн. Несмотря на обусловленные историческими обстоятельствами и руководящей ролью класса феодалов ограничения, эти восстания и воины нередко достигали довольно высокого развития.

Здесь возникает вопрос: как развивалась классовая борьба внутри вьетнамской нации и какова была форма военной организации в этой борьбе?

Как всякое классовое общество с его классовыми антагонизмами, вьетнамское общество эволюционировало в ходе ожесточенных внутринациональных классовых битв, главным образом между феодалами и крестьянством. Феодальная армия в нашей стране тоже была орудием в руках феодалов, они использовали ее внутри страны для сохранения своего господства и подавления борющегося народа, главным образом крестьянства, а в международном плане для отражения агрессий и осуществления агрессий. В периоды обострения внутренних противоречий, а это, как правило, наблюдалось, когда страна не подвергалась нападению извне, наше крестьянство с присущим ему высоким революционно-демократическим сознанием поднималось на решительную борьбу, создавало свои вооруженные силы для ведения восстаний и войн против феодалов. Эта важная тема, однако, уже выходит за пределы данной работы.

Во время же чужеземных нашествий или когда возникала непосредственная угроза агрессии, что случалось весьма часто, на первый план выдвигались противоречия между нашим народом и чужеземным агрессивным феодализмом, и различные классы вьетнамского общества объединялись, шли на временное примирение друг с другом, чтобы сплотить силы всего народа и противопоставить их иностранным завоевателям, за исключением некоторых случаев, когда феодалы предавали страну, капитулировав перед врагом. С точки зрения марксизма национальная борьба есть форма классовой борьбы. В нашей стране это была борьба между феодалами и крестьянством, вступившими в союз для защиты родины, с одной стороны, и иностранным агрессивным феодализмом - с другой. Класс феодалов в нашей стране в период своего исторического восхождения был также носителем национального сознания. Так, известны случаи, когда он шел на некоторые демократические преобразования с целью воодушевить народные массы, понять их на борьбу против иностранных агрессоров. Чаи Куок Туан высказывал мысль о необходимости «беречь силы народа», чтобы иметь «глубокие корни, которые прочно удерживают дерево», считая это «наилучшей тактикой защиты родины». Национальное движение в нашей стране неотделимо поэтому от организаторской и направляющей роли класса феодалов, когда последний еще играл положительную роль в национальной истории, в особенности от воодушевленных патриотизмом мощных сил крестьянства, составлявшего подавляющее большинство населения страны. Когда же клонившийся к упадку класс феодалов вставал на путь предательства национальных интересов, крестьянство решительно поднималось на борьбу за его свержение. В некоторых случаях восставшим землепашцам удавалось взять в свои руки руководство национально-освободительным движением, как это произошло, например, с восстанием тэйшонов под предводительством Нгуена Хюэ. Именно соединение целей крестьянского восстания с задачами национального освобождения позволило тэйшонам поднять на новую ступень развития традиции национальных восстаний и войн и одержать замечательную победу над местными феодалами и чужеземными завоевателями.

Отмеченный глубоким своеобразием процесс формирования и развития нашей нации, традиции всенародной борьбы против агрессоров, нашедшие выражение в национальных восстаниях и войнах, бесспорно, являются грандиозной исторической реальностью. Они оказали благотворное воздействие на различные аспекты общественной жизни нашего народа и определили формы военной организации нашего народа в национальных восстаниях и войнах в прошлом и ход их развития.

• • •

Борьба против иностранных агрессий и формы военной организации нашего народа в период до новой эры частично отражены в мифах и народных преданиях, а также в некоторых исторических документах.

Не случайно уже в древнейшую эпоху королей Хунг, правивших государством Ванлапг, наряду с легендой о Шонь Тине и Тхюи Тине *3 отразившей суровую борьбу нашего народа с природой, сложилось предание о чудо богатыре Жонге, в котором прославлялась борьба древних вьетов с иноземными захватчиками. Это предание с большой обобщающей силой раскрывает исконно присущие черты черты: традиции всенародного единения в борьбе против иностранных агрессий, героический боевой дух и непобедимую мощь брющехся народных масс. Герой предания, богатырь из деревни Жонг, с необыкновенной быстротой окреп и возмужал, когда услышал призыв к спасению родины. Он выходил на врага с железными прутьями и бамбуковыми палками; вместе с ним сражались крестьяне, рыболовы и даже дети. Это яркое, глубоко символическое предание дает почувствовать всю силу патриотических идей, вдохновлявших наш народ на сопротивление агрессорам еще в доисторические времена.

К раннему периоду нашей истории относятся также первые стихийные восстания, поднятые вооруженным народом против чужеземных завоевателей. В III в. население королевства Аулак совместно с другими племенами вьетов сражалось целые десятилетия против агрессоров династии Цинь, избирая лучших среди лучших своими полководцами, уничтожая многотысячное вражеское воинство в ночных боях и внезапных атаках, и в конце концов добилось победы. Такой способ ведения вооруженной борьбы и военной организации был характерным для массовых движений, самопроизвольно возникавших в охваченной ненавистью к поработителям народной среде. Напрашивается аналогия со смелой и маневренной тактикой американской повстанческой армии в войне за независимость против британских колонизаторов в XVIII веке, о которой с высокой похвалой отозвался Энгельс. Наших предков, поднимавшихся на стихийную вооруженную борьбу против иноземных завоевателей, воистину можно назвать партизанами древности.

В истории Вьетнама также очень рано имели место попытки создания национальной армии для борьбы против иностранных агрессоров. Уже при короле Ан Зыонге эта армия состояла из пехоты и флота, а крепость Колоа являлась базой для обоих этих родов войск. В распоряжении вьетнамских вооруженных сил того времени имелось такое эффективное оружие, как специальные арбалеты, из которых одновременно можно было выпускать много стрел, снабженных бронзовыми наконечниками. Эти наконечники изготовлялись в огромных количествах, о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок в районе Колоа. Все это доказывает существование еще в древнюю эпоху военной организации в нашей стране. Появление усовершенствованных арбалетов и стрел с бронзовыми наконечниками ознаменовало также значительный шаг вперед в развитии военной техники древних вьетов. Может быть, именно тогда и родилась легенда о «волшебном» арбалете. Однако, даже владея «волшебным» оружием, по не умея опираться на силы народа и утратив бдительность, невозможно было избежать потери независимости. Король Ап Зыонг забыл об этом, его победил Чжао Ду.

С этого времени наша страна оказалась под господством иностранных феодалов. Целых десять веков вьетнамский народ вел непрекращавшуюся борьбу за национальное освобождение, за независимость. Это был период национальных восстаний, многие из которых перерастали в освободительные войны. Первым победило национальное восстание, поднятое сестрами Чынг; за ним последовали восстания, во главе которых стояли Тю Дат, Лыонг Лонг, Чиеу, Ли Би, Ли Ты Тиен и Динь Киен, Май Тхук Лоан, Фунг Хынг, Зыонг Тхань и другие. Восстание под предводительством Кхук Тхыа Зуи победа, одержанная Нго Куеном на реке Батьданг, положили конец иностранному господству и вернули стране независимость.

Совершенно естественно, что в период иностранного господства у нас не было национальной армии. Вооруженные силы нашего народа образовывались в основном из повстанческих отрядов, которые были организованы в ходе восстаний под руководством лак хау и лак тыонгов * 4, а также патриотически настроенной знати, то есть передовых представителей феодального класса той эпохи. Будучи вооруженными силами восставшего населения, эти отряды носили в себе зачатки национальной армии. В них входили представители самых разных слоев вьетнамского общества: жители равнинных и горных районов, крестьяне и патриотические настроенная деревенская знать, вожди племен, мандарины и другие.

После победы национального восстания или когда оно выливалось в освободительную войну руководители восстания создавали в тех или иных формах национальную армию для защиты или завоевания национальной независимости.

Борьба народных масс, восстания «отрядов борцов за правое дело» оказывали большое влияние на вьетнамских солдат, находившихся на службе у иноземных поработителей, о чем свидетельствовали многочисленные мятежи. Так, в 803 г. вьетнамский военачальник Выонг Кун Нгуен вместе с солдатами поднял мятеж и изгнал иностранного мандарина.

К числу массовых движений, в которых наиболее ярко проявились национальное сознание и патриотический дух вьетнамского народа, относится восстание под предводительством сестер Чынг Чак и Чынг Ни в начале нашей эры. Особенностью этого восстания, начавшегося в Мелинге, является тот факт, что оно встретило «единодушный и одновременный отклик» среди всех лак хау, лак тыонгов и населения 65 уездов и городов, то есть практически всей страны. Этот «единодушный и одновременный отклик» народа всей страны на призыв к спасению родины представляет собой редкое в истории древнего мира явление. Это было своеобразное «всеобщее восстание», наглядно продемонстрировавшее ясное национальное сознание гражданской и военной верхушки, а также всех народов древнего Вьетнама.

Восстание под руководством сестер Чынг увенчалось победой, и наш народ вновь обрел независимость. Сестры Чынг основали новое государство, провозгласив себя королевами, и создали национальную армию. Через три года эта молодая армия потерпела поражение в неравной битве с вновь вторгшимися в страну захватчиками, но борьба вьетнамского народа за национальную независимость на этом не прекратилась.

Восстание под руководством Ли Би в середине VI века приняло общенациональный размах благодаря тому, что, как и восстание сестер Чынг, оно было поддержано «доблестными мужами всех округов». В результате трехмесячной ожесточенной борьбы удалось свергнуть иго чужеземных поработителей. Повстанческие войска под командованием Ли Би овладели крепостью Лонгбиен и отразили два нападения войск китайской династии Лянь. В результате этой борьбы родились независимое государство Вансуан и его армия. В последующей войне сопротивления войска Ли Би были разгромлены противником, однако Чиеу Куанг Фуку удалось реорганизовать армию, отвести ее в крепость Жалак и, применяя «приемы затяжной войны» * 5, малыми разрозненными группами шаг за шагом изматывать силы врага в ходе нападений и ночных боев. Некоторое время спустя, воспользовавшись серьезными волнениями в царстве Лянь, Чиеу Куанг Фук предпринял широкое наступление и, разгромив вражеские войска, вернул стране независимость. Государство Вансуан просуществовало более полувека. Эго была огромная победа нашего народа. Именно тогда и зародилась стратегия затяжной войны. Метод ведения мелких и внезапных боев, в том числе ночных атак, получил новое развитие.

После падения государства Вансуан в течение трех веков вьетнамский народ многократно поднимался на вооруженную борьбу против завоевателей, восстания вспыхивали одно за другим. К началу X века всенародная борьба достигла наивысшего накала. Воспользовавшись ослаблением династии Тан из-за непрерывных крестьянских восстаний внутри страны, смещением и убийством танского губернатора, Хук Тхыа Зу при поддержке широких народных масс поднял восстание, провозгласил себя губернатором и восстановил национальный суверенитет, которому в течение нескольких последующих десятилетий пришлось пережить многочисленные тяжелые испытания. Только в 938 году в результате победы на реке Батьданг, одержанной вьетнамской армией под командованием полководца Нго Куена над агрессивными войсками Южной Ханьской династии, наш народ обрел подлинную независимость. Это речное сражение, в котором вьетнамцами были применены боевые джонки и окованные железом колья с целью лишить маневренности вражеский флот, наглядно продемонстрировало героизм и боевую смекалку, а также достаточно высокий для того времени уровень развития пашей армии. Известный историк Ле Ван Хыу, прославляя подвиг Нго Куена, писал, что этому «в военном деле искусному, умом и отвагой блиставшему мужу» удалось «с наскоро собранными полками земли вьетов победить тысячетысячное войско Лю Хуан Цяо», «основать (новое) государство и стяжать себе королевскую власть». После поражения в этом сражении агрессоры долгое время не решались вторгнуться на территорию нашей страны.

Победа на реке Батьданг открыла новую эпоху в истории нашей страны, когда наш народ, завоевав полную независимость, создал все более процветающее феодальное государство, укреплял и успешно защищал свою независимость в течение многих веков. От династии к династии вьетнамское централизованное феодальное государство непрерывно совершенствовало свою политику с целью создать и укрепить административный аппарат в центре и на местах, стимулировать развитие экономики и культуры, а также укрепить обороноспособность страны. Под руководством класса феодалов, игравшего в то время положительную роль в жизни нации, наш народ вел героические войны в защиту родины, а когда страна временно оказывалась под властью иноземных завоевателей, вновь поднимал восстания и освободительные войны с целью вернуть утраченную независимость.

Развитие вооруженных сил нашего народа в этот период было неразрывно связано с этими войнами и восстаниями и отражало всестороннее развитие и укрепление независимого государства, основанного на феодальном строе.

Отличительной чертой процесса создания вооруженных сил в эпоху феодализма в нашей стране по сравнению с феодальными государствами Европы было то, что у нас традиционно действовал закон «весь народ - солдаты» и не было наемников. Принцип же «вооружение всего народа», о котором писал Энгельс, зародился в Европе лишь в годы Великой французской революции.

Традиция «весь народ - солдаты» вырабатывалась и совершенствовалась постепенно на протяжении длительного периода времени, по мере смены одной правящей династии другой.

При Динях и ранних Ли после прекращения междоусобия двенадцати феодалов-сыкаунов, восстановления центральной власти и объединения государства была введена периодически повторяющаяся перепись населения для организации набора в армию. Военное строительство велось по принципу «призывать (крестьян) на службу в случае необходимости, а когда таковая отпадала, возвращать их к занятию земледелием» * 6. Благодаря такой организации располагавшее немногочисленным регулярным войском вьетнамское государство в годы правления Ле Хоана смогло собрать десять армий общей численностью около миллиона человек, что практически равнялось всему мужскому взрослому населению страны. Это — редко встречавшаяся форма вооружения всего народа при феодальном режиме, однако она была крайне необходима для такого немногочисленного народа, как наш, который должен был постоянно отражать нашествия иноземных завоевателей.

Разностороннее развитие независимого феодального государства в эпоху Ли нашло свое отражение в разработанных принципах организации вооруженных сил. Согласно принципу «нгу нонг ы бинь» («военная работа должна вестись на селе») крестьянин одновременно являлся и солдатом, а солдат должен был одновременно заниматься и сельскохозяйственным трудом. При династии Ли зарегистрированные мужчины подразделялись на совершеннолетних — от 18 до 20 лет и зрелых — от 20 до 60 лет; последние подчинялись порядку «поочередной службы», то есть в мирное время, сменяя друг друга, отбывали воинскую повинность, а в случае войны призывались в армию поголовно. Такой порядок сегодня мы называем всеобщей воинской обязанностью.

При династии Чап военное строительство, в соответствии с известной идеей Чан Куок Туана о «сплочении сил всей страны», осуществлялось на основе мобилизации сил всего народа, что тогда нашло свое отражение в законе «весь народ — солдаты». Историк Фан Хюи Тю отмечал: «Военное дело в то время было поставлено превосходно. Когда все благополучно (в стране), армия скрывалась в удобных для этого местах, в годину же невзгод сражалась на славу. Не будь весь народ солдатами при Чанах, как мог бы он разгромить злейшего врага, укрепить мощь отчизны?». Четкая организация вооруженных сил в эпоху Чан свидетельствовала о значительном упрочении условий феодального строя в нашей стране в результате трехсотлетием периода мирного развития.

Решая организационные задачи в духе традиций «весь народ — солдаты», феодальное государство создавало различные категории вооруженных сил: королевские периферийные войска в столице, периферийные войска, дружины знатных феодалов и вождей племен, а также общинные и деревенские вооруженные отряды и т. д. При династиях Динь и Ле королевская армия называлась «войском Сына неба», а при Ли и Чанах - «дежурным войском» или «гвардией». Это были постоянные войска, или, как мы называем сегодня, регулярная армия. Что касается рассредоточивавшихся в сельской местности войск, то солдаты «в мирное время жили дома и обрабатывали рисовые поля, а в случае угрозы войны поголовно призывались на службу». В прошлые эпохи эти войска назывались «внешними», что в сегодняшнем понимании схоже с резервными формированиями. Общинные и деревенские вооруженные отряды создавались феодальной администрацией в мирное время для сохранения своего господства на местах, а в годы войны — для того, чтобы, слившись с вооруженным народом, сражались против агрессоров.

Если па протяжении предыдущих десяти столетий борьбы за национальную независимость вооруженные силы нашего народа создавались в ходе народных восстаний преимущественно в форме повстанческих отрядов, то в период борьбы в защиту и за укрепление независимости на передний план выдвигалась армия — регулярная армия вьетнамского феодального государства. Непрерывно совершенствуясь в организационном и техническом отношениях, она уже при династии Ли включала пехоту, кавалерию, отряды на боевых слонах и флот и была вооружена копьями, саблями, арбалетами и катапультами.

• • •

  • 1. Чан Куок Туан. Завещание.
  • 2. Кхам динь Вьетши. Тхонг жям кыонг мук. (Зеркало истории Вьетнама. Тексты комментарии, изданные по велению императора), т. 6.
  • 3. Шонь Тинь и Тхюи Тинь - боги гор и вод во вьетнамской мифологии.
  • 4. Лак хау и лак тынонг - местные гражданские и военные предводители в древнем Вьетнаме.
  • 5. Дайвьет шы ки тоан тхы (Собрание исторических записок о государстве Дайвьет), раздел о ранних Ли.
  • 6. Фан Хю и Тю. Лить чиеу хнеи тионг лоай ти (Уложения минувших династий, классифицированные по видам и категориям), раздел военных уставов.


Личные инструменты