Цена 1 часа рабочей силы, как правило снижается.

Редактирование: СЕН-СИМОН

Материал из m-17.info

Перейти к: навигация, поиск
Внимание: Вы не представились системе. Ваш IP-адрес будет записан в историю изменений этой страницы.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы изменения вступили в силу.
Текущая версия Ваш текст
Строка 2: Строка 2:
[[Image:MNU-80-100.jpg|80px|right]]
[[Image:MNU-80-100.jpg|80px|right]]
<small>/ [[Заглавная страница]] / [[100%]] / </small>
<small>/ [[Заглавная страница]] / [[100%]] / </small>
-
----
 
-
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 
-
''Избранные сочинения''
 
-
</center>
 
-
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок первый (1808)]]'''
 
-
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок второй (1808)]]'''
 
-
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок третий (1810)]]'''
 
-
* ЖИЗНЬ СЕН-СИМОНА, ОПИСАННАЯ ИМ САМИМ '''[[Отрывок четвертый (1812)]]'''
 
-
----
 
-
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 
-
''Избранные сочинения''
 
-
</center>
 
-
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Первое письмо]]'''
 
-
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Ответ друга]]'''
 
-
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Второе письмо]]'''
 
-
* ПИСЬМА ЖЕНЕВСКОГО ОБИТАТЕЛЯ К СОВРЕМЕННИКАМ '''[[Третье письмо]]'''
 
-
----
 
-
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 
-
''Избранные сочинения''
 
-
</center>
 
-
* ОЧЕРК НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ '''[[ОБЩЕЕ ВСТУПЛЕНИЕ]]'''
 
-
* ОЧЕРК НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ '''[[ЧАСТЬ ПЕРВАЯ]]'''
 
-
* ОЧЕРК НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ '''[[ПИСЬМО К ФИЗИОЛОГАМ]]'''
 
-
* '''[[ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ]]'''
 
-
* '''[[ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ ПРЕДИСЛОВИЕ]]'''
 
-
* ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ '''[[ПРОГРАММА ПЕРВОГО ОЧЕРКА]]'''
 
-
* '''[[ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ ПРЕДИСЛОВИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ]]'''
 
-
* ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ '''[[ПРОГРАММА ВТОРОГО ОЧЕРКА]]'''
 
-
* ТРУД О ВСЕМИРНОМ ТЯГОТЕНИИ '''[[ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ОЧЕРКА]]'''
 
-
----
 
-
<center>'''СЕН-СИМОН'''<br>
 
-
''Избранные сочинения''
 
-
</center>
 
-
* '''[[ПИСЬМА К АМЕРИКАНЦУ Письмо первое]]'''
 
-
 
-
<br>
 
----
----
Академик В. Я. ВОЛГИН
Академик В. Я. ВОЛГИН
Строка 43: Строка 7:
'''СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН - СИМОНА'''
'''СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН - СИМОНА'''
-
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть I]]'''
+
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть I]]
-
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть II]]'''
+
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть II]]
-
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть III]]'''
+
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть III]]
-
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть IV]]'''
+
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть IV]]
-
* В.Я. Волгин '''[[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть V]]'''
+
* [[СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ СЕН-СИМОНА - Часть V]]
-
 
+
-
----
+
-
Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 1. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-23.7M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)
+
-
 
+
-
СОДЕРЖАНИЕ:
+
-
 
+
-
В.П. Волгин. Социальное учение Сен-Симона (5).
+
-
 
+
-
ИЗБРАННЫЕ СОЧИНЕНИЯ
+
-
 
+
-
Жизнь Сен-Симона, описанная им самим (89).
+
-
 
+
-
Письма женевского обитателя к современникам (105).
+
-
 
+
-
Очерк науки о человеке (146).
+
-
 
+
-
Труд о всемирном тяготении (209).
+
-
 
+
-
Письма к американцу (291).
+
-
 
+
-
Взгляд на собственность и законодательство (350).
+
-
 
+
-
Притча («Парабола») (428).
+
-
 
+
-
О теории общественной организации (435).
+
-
 
+
-
Примечания (453).
+
-
 
+
-
Сен-Симон А. Избранные сочинения. Том 2. (Oeuvres choisies de C.H. de Saint-Simon) [Djv- 8.4M] [Pdf-25.5M] Перевод с французского под редакцией и с комментариями Л.С. Цетлинa. Вступительная статья В.П. Волгина. (Москва - Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. - Академия наук СССР. Серия «Предшественники научного социализма»)
+
-
 
+
-
СОДЕРЖАНИЕ:
+
-
 
+
-
О промышленной системе (5).
+
-
 
+
-
1. Предисловие (5).
+
-
2. Введение (22).
 
-
3. Послание королю (29).
 
-
4. Обращение к друзьям человечества (61).
+
IV
-
Продолжение брошюры «О Бурбонах и Стюартах» (О старой и новой политической системе) (102).
+
Какова же была практическая программа
 +
Сен-Симона? Как представлял он себе будущий
 +
промышленный строй? Мы уже знаем,
 +
что социально-политически переход от существующего,
 +
неорганизованного состояния, являющегося
 +
продуктом разложения феодального
 +
строя, к промышленной системе мыслится
 +
Сен-Симоном как переход ©ласти из рук
 +
феодальных и промежуточных общественных
 +
групп в руки промышленников и ученых.
 +
ДЛЯ него это равносильно переходу дела
 +
управления государством от бездельников и
 +
паразитов к трудящимся. Формы, в которых
 +
он изображает в различных произведениях
 +
4*
-
Катехизис промышленников (121).
+
самую организацию власти промышленников
 +
и ученых, довольно разнообразны, но существо
 +
этой организации всегда остается приблизительно
 +
одним и тем же: духовная
 +
власть сосредотачивается в Академии, светская
 +
— в Совете промышленников. * Существующие
 +
органы власти этим отнюдь не
 +
упраздняются. Остается король, остается
 +
министерство, остаются палаты. Но законодательная
 +
инициатива, составлеиие бюджета,
 +
контроль за его исполнением — все это передается
 +
новым органам, к которым и переходит
 +
вследствие этого реальная власть.
 +
Новые общественные силы, получив
 +
власть, должны будут неизбежно поставить
 +
перед собой новые цели, принципиально отличные
 +
от целей старой власти. «До настоящего
 +
времени,— говорит Сен-Симон,— правители
 +
смотрели на народы как на свои вотчины:
 +
все их политические планы были направлены
 +
или на эксплоатацию этих вотчин, или
 +
на их увеличение». ** Этому принципу старой
 +
власти противопоставляли в борьбе с нею
 +
принцип свободы. Его было необходимо провозгласить
 +
тогда, когда свобода всячески угнеталась,
 +
когда нужно было сдерживать произвол.
 +
Но при построении промышленной и
 +
научной системы свобода не может быть
 +
целью. Люди соединяются в общества вовсе
 +
не для обеспечения свободы, так как свобод-
 +
* Oeuvres choisies, III, 205, 308—309 и др.
 +
** Там же, II, 365.
-
Рассуждения литературные, философские и промышленные (273).
+
нее всего они в изолированном состоянии.
 +
Идея свободы как цели общественной организации
 +
есть пустая и метафизическая идея,
 +
соответствующая потребностям переходного
 +
времени разложения феодально-богословского
 +
строя. Точно так же «нелепа формальная
 +
идея порядка в качестве цели общества.
 +
Поддержание порядка — средство, а не цель
 +
для общества. Это — основное условие, при
 +
котором общество может посвятить себя какой-
 +
либо деятельности, но отнюдь не содержание
 +
деятельности. * Гораздо ближе к истине
 +
те, кто провозглашает в качестве основного
 +
принципа для нового общества благо нации.
 +
Но и это неопределенно: благо нации
 +
допускает самые различные толкования, всякий
 +
правитель может понимать его соответственно
 +
своему вкусу. Если он честолюбив,
 +
он будет видеть благо народа в завоеваниях,
 +
если он любит роскошь, он будет считать
 +
благом постройку дворцов и устройство
 +
празднеств и т. п. Поэтому необходимо дать
 +
более точное определение цели общественной
 +
организации. Это определение гласит: «Целью
 +
общественной организации должно быть возможно
 +
лучшее применение в целях удовлетворения
 +
потребностей человека знаний, добытых
 +
науками, искусствами и ремеслами,
 +
распространение этих знаний, их развитие и
 +
возможно большее накопление — иными словами,
 +
возможно более полезное комбинирова-
 +
* Du système industriel, XII, 375.
-
1. Некоторые философские рассуждения для применения в XIX веке (273).
+
ние всех отдельных работ в области наук,
 +
искусств и ремесел». * Стремление к возможно
 +
более широкому удовлетворению человеческих
 +
потребностей — характерная черта
 +
социальной философии Сен-Симона. Ему совершенно
 +
чужды аскетические тенденции,
 +
свойственные большинству более ранних утопистов
 +
(в том числе и бабувистам).
 +
Сен-Симон нигде не дает более конкретной
 +
характеристики этой деятельности общества
 +
по комбинированию отдельных работ. По
 +
этому вопросу в его произведениях имеются
 +
лишь разбросанные там и сям намеки. Но во
 +
всяком случае самая идея общественной организации
 +
производства, общественного плана
 +
производства не есть случайная идея в
 +
учении Сен-Симона. Основная задача промышленной
 +
системы — установление ясного и
 +
разумно комбинированного плана работ,
 +
которые должны быть выполнены обществом.
 +
Наличие общего плана хозяйства — черта,
 +
наиболее резко отличающая систему, проповедуемую
 +
Сен-Симоном, от хозяйственной
 +
анархии, характерной для капиталистического
 +
строя. Это именно и позволяет ему именовать
 +
будущий общественный строй — а с с о ц
 +
и а ц и е й . ** Но это слово не должно вводить
 +
нас в заблуждение. Ассоциация Сен-
 +
Симона не предполагает общественной собственности
 +
на средства производства. У него
 +
* Oeuvres choisies, II, 370.
 +
** Там же, II, 375.
-
2. Об общественной организации (318).
+
нет речи об отмене частной собственности, об
 +
экспроприации. Государство лишь в известной
 +
мере подчиняет деятельность отдельных
 +
промышленников общему плану, направляя
 +
ее в известное русло. Сохраняется, следовательно,
 +
и классовое строение общества, как
 +
сохраняется барыш предпринимателей. Сен-
 +
Симон прямо призывает не очень придираться
 +
к барышам промышленников, если они
 +
ведут работы, полезные для государства. *
 +
Необходимо,— говорит он,— поощрять возможно
 +
больше земледельческую, промышленную
 +
и торговую деятельность... Надо привлекать
 +
людей приманкой частных выгод к работам
 +
по устройству каналов, дорог и мостов,
 +
по осушению, распашке и орошению. Общество
 +
и в будущем сохранит, по мнению Сен-
 +
Симона, форму пирамиды.
 +
Как мы уже знаем, Сен-Симон не считает
 +
институт собственности вечным и неизменным.
 +
Этот институт подлежит усовершенствованию
 +
с изменением исторических условий:
 +
«до очевидности ясно,— говорит Сен-
 +
Симон,— что в каждой стране основным законом
 +
является тот, который устанавливает
 +
формы его организации, но из того, что этот
 +
закон является основным, еще не следует,
 +
что он не может быть изменен». Сен-Симон
 +
считает необходимым отыскание такого способа
 +
организации собственности, который
 +
* Oeuvres choisies, II, 443.
-
Новое христианство (364).
+
доставил бы наибольшую сумму благосостояния
 +
и свободы.
 +
Сен-Симон считает, что промышленная
 +
система будет системой максимально возможного
 +
равенства. Полное равенство немыслимо.
 +
Мы уже (видели, как Сен-Симон осуждает
 +
«страсть к равенству» эпохи буржуазной революции.
 +
Действительно осуществимое равенство
 +
состоит прежде ©сего в том, что в
 +
промышленной системе все являются трудящимися,
 +
паразитизм старых правящих групп
 +
исчезает. Общество есть союз людей, занятых
 +
полезными работами. Уже в «Письмах
 +
женевского обитателя» (1802) Сен-Симон
 +
провозглашает принцип всеобщего труда: «Все
 +
люди будут работать; они все будут смотреть
 +
на себя как на работников, прикрепленных к
 +
мастерской... На каждого возложена обязанность
 +
постоянно давать своим силам применение,
 +
полезное для человечества». Бесполезных
 +
для мастерской работников в ней не
 +
должно быть. * Различие между трудящимися
 +
лишь в том, что одни работают руками,
 +
другие — головой. Богатого только за то и
 +
будут кормить бедные, что он работает головой.
 +
Но место, которое каждый занимает в
 +
общественной системе, будет определяться не
 +
случайностью рождения, так как все привилегии
 +
будут уничтожены, а способностями.
 +
Как известно, из этого положения ученики
 +
Сен-Симона сделали вывод об отмене права
 +
• Oeuvres de S.-Simon et d'Enfantin, XV (1), 55.
-
КОММЕНТАРИИ
+
наследования и об иерархии способностей «во
 +
всех областях общественной жизни, в том
 +
числе и в хозяйственной («каждому — по егс
 +
способностям, каждой способности — по ее
 +
делам»). У Сен-Симона проблема остается
 +
недодуманной. Иногда о« под привилегиями
 +
разумеет и богатство: богатый, мозг которого
 +
не способен к работе, будет вынужден работать
 +
руками. Иногда он имеет в виду только
 +
политические привилегии и говорит о способностях
 +
как об условии политического возвышения.
 +
* В одном месте он говорит, что значение
 +
и доход каждого должны быть пропорциональны
 +
его способностям и его вкладу
 +
(mise). ** Во всяком случае принцип возвышения
 +
по способностям (в промышленности)
 +
и незыблемость права собственности на
 +
средства производства у него остаются ле-
 +
примиренными-
 +
В таких пределах осуществляется в промышленной
 +
системе равенство. И все-таки
 +
Сен-Симон заявляет, что организованная
 +
описанным выше способом деятельность системы
 +
будет направлена к наибольшей выгоде
 +
наибольшей массы. Эта тема повторяется
 +
во всех произведениях последнего периода
 +
его деятельности. Иногда Сен-Симон говорит
 +
об организации политического общества, предоставляющего
 +
всем образующим его индивидуумам
 +
возможно большую сумму счастья,
 +
* Oeuvres choisies, Jl, 444.
 +
** L'Organisateur, 9 lettre.
-
Анри де Сен-Симон (Биографический очерк) (439).
 
-
Издания основных произведений Сен-Симона (464).
+
иногда — о создании учреждений, целью которых
 +
будет увеличение благосостояния последнего
 +
и самого многочисленного общественного
 +
класса или самого бедного общественного
 +
класса. Наконец, мы имеем и еще
 +
одну совершенно отчетливую формулировку:
 +
общественное устройство, основные учреждения
 +
которого в своей совокупности содействуют
 +
увеличению благосостояния пролетариев.
 +
* Настойчивость, с которой Сен-Симон
 +
возвращается к этой мысли, возрастающая
 +
точность ее выражения, пафос — все это свидетельствует
 +
о том, что в последние годы
 +
жизни интерес Сен-Симона к участи пролетариев
 +
был очень велик. С этим связано, конечно,
 +
и изменение оценки, какую давал Сен-
 +
Симон деятельности и успехам пролетариев
 +
в последние годы. К сожалению, интерес к
 +
пролетариату нашел свое выражение лишыв
 +
приведенных формулировках; он не успел
 +
оказать влияния ни на сен-симоновскую
 +
теорию классов, ни на его концепцию будущей
 +
общественной системы. Конкретного
 +
представления о том, какими мерами должно
 +
быть достигнуто повышение благосостояния
 +
наиболее многочисленного класса, у Сен-Симона
 +
в сущности нет. Мы можем отметить в
 +
характеристике будущего строя только одно
 +
сколько-нибудь существенное положение, непосредственно
 +
отвечающее на нужды проле-
 +
* Oeuvres choisies, IIr, а39, 313—314; Nouveau
 +
Christianisme, 317 и ел. passim.
-
Примечания (467).
+
тариата. Как мы знаем, труд у Сен-Симона
 +
обязателен для всех. Естественно, что он
 +
должен быть и доступен для всех. Сен-Симон,
 +
очевидно под впечатлением наблюдавшихся
 +
в начале XIX в. промышленных кризисов
 +
и обусловленной ими безработицы, обращает
 +
на этот вопрос особое внимание. Он
 +
не раз возвращается к мысли, что обществега-
 +
ная система должна обеспечить пролетариату
 +
непрерывный труд. У Сен-Симона есть,
 +
таким образом, идея п р а в а на т р у д ; но
 +
она не получает у него сколько-нибудь исчерпывающего
 +
развития. *
 +
Очень интересны выводы, которые делает
 +
Сен-Симон из своей концепции промышленной
 +
системы по отношению к функциям власти.
 +
В старых общественных системах интересы
 +
большинства наций были подчинены
 +
интересам меньшинства. Это было необходимо
 +
вследствие невежества большинства, которое
 +
приходилось держать в опеке, чтобы не
 +
давать обществу распасться. Поэтому главной
 +
функцией власти в старом обществе было
 +
поддержание порядка среди этого подчиненного
 +
большинства. Обеспечение спокойствия
 +
и безопасности всем видам труда — такова
 +
была полезная сторона ее действий. Но это
 +
спокойствие достигалось с громадной затратой
 +
сил: меньшая часть общества тратила
 +
свои силы и значительную часть сил боль-
 +
* Oeuvres choisies, I!I, 244, 288.
-
Литература о Сен-Симоне (476).
+
шей на то, чтобы держать ее в покорности;
 +
большая тратила свои силы на борьбу с
 +
меньшей. Между тем воздействие человека
 +
на человека само по себе вредно; нет другого
 +
полезного труда, как воздействие человека
 +
на вещи.
 +
Переход к новой системе, ставший возможным
 +
вследствие того, что большинство народа
 +
созрело и не нуждается более в опеке (см.
 +
выше о зрелости французского пролетариата),
 +
позволяет свести к минимуму функции
 +
поддержания порядка. Промышленная система
 +
менее ©сего требует управления людьми,
 +
так как в системе, прямая цель которой —
 +
благо большинства, не приходится тратить
 +
энергию на поддержание власти над этим
 +
большинством, которое уже не является врагом
 +
существующего порядка. «Отсюда следует,
 +
что власть, управляющая в собственном
 +
смысле слова, будет (в промышленной
 +
системе), насколько возможно, ограничена».
 +
Функция порядка отойдет на задний план и,
 +
может быть, даже не будет требовать особых
 +
должностных лиц. «Обязанность поддержания
 +
порядка сможет легко стать почти целиком
 +
общей обязанностью всех граждан — в
 +
смысле ли задержания нарушителей порядка,
 +
в смысле ли разрешения споров». Место
 +
системы управления людьми, системы господства
 +
займет система администрации, система
 +
управления вещами. Административная власть
 +
сменит власть правительственную. И основной
 +
задачей этой администрирующей власти,
-
Именной указатель (480).
+
носителями которой будут ученые, художники
 +
и промышленники, будет организация работ
 +
по культивированию земного шара в интересах
 +
человечества. Средства, идущие на
 +
войско и полицию, пойдут только на промышленную
 +
деятельность, распространение
 +
знаний и развлечения. Будущее общество
 +
представляется Сен-Симону в виде громадной,
 +
сложной мастерской. Политика в таком
 +
обществе — прежде всего наука о производстве.
 +
Легко себе представить, чего сможет
 +
достичь человечество, когда оно перестанет
 +
расточать силы на управление друг другом и
 +
организует их для совместного воздействия
 +
на природу, в особенности, если тот же
 +
принцип восторжествует и в отношениях народов
 +
между собой. *
-
.т.1 - 468, т.2 - 486
+
V
----
----

Пожалуйста, обратите внимание, что все ваши добавления могут быть отредактированы или удалены другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. m-17.info:Авторское право). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!


Личные инструменты